зеркало,история зеркала,зеркалом,зеркало в Европе

История зеркала от средневековья до наших дней

До 16 века монополию на производство лучших в мире зеркал прочно удерживала Венеция. Однако скоро венецианским стеклодувам стали наступать на пятки другие мастера. Франция мощно выходит в центр европейской политики, а политическое доминирование на французский манер идёт рука об руку с культурным лидерством.

В 1662 году всесильный министр короля Людовика 14 Жан Батист Кольбер создаёт королевские мануфактуры по производству мебели и гобеленов. А вскоре он принимает решение об организации аналогичной мануфактуры по изготовлению зеркал. Французские зеркальные фабрики должны были заткнуть за пояс венецианские мастерские, а сделать это было решено с помощью самих же венецианцев. Это и понятно, ведь самые передовые технологии по производству зеркал принадлежали венецианским мастерам.

Зеркальный проект Кольбера вписал одну из самых ярких страниц в историю промышленного шпионажа. Было в этой истории всё — тайные переговоры в самой Венеции, затем бегство мастеров из зеркальной цитадели Европы, погоня, преследование, новые посулы и новые угрозы. В результате Франция всё же заполучила в своё распоряжение стекольных дел мастера Антонио Реверте с тремя помощниками. Несмотря на удачную покупку венецианских мастеров, Франции с большим трудом удалось наладить производство качественных зеркал.

К 1684 году французские королевские мануфактуры создают одно из чудес света того времени – зеркальную галерею Версальского дворца. Более трёх сотен зеркал этой фантастической галереи работали на то, чтобы создать достойный символ царствования Короля Солнца –Людовика 14. Рупор элегантной культуры того времени – французский журнал Меркюр Голан так описывал чудеса зеркальной галереи:

«Зеркала располагаются напротив настоящих окон, представляются как бы ложными окнами, они многократно, миллионы раз множат все предметы, в том числе и друг друга, так, что галерея кажется беcконечной.»

Эта зеркальная галерея в Версале стала подлинным апофеозом культуры, в которой человек оказывается в порождённом им самим мире – в том мире, в котором странствовало эхо его собственного изображения, в мире, где были раздвинуты границы реальности, в мире волнующем обманчивом и противоречивом. Зеркальная галерея –главная фабрика этого мира грёз и величия. Малые фабрики подобного рода были обустроены в многочисленных зеркальных кабинетах, вошедших в моду в 17 столетии.

Зеркало становится непременным атрибутом интимной культуры европейского человека Нового Времени. Человек созерцает себя и любуется собой. Он наблюдает за своим двойником, и за двойниками других людей. Он создаёт великую иллюзию бытия.

В 17-18 столетии зеркало являлось одним из главных механизмов в культуре барокко и рококо, порождая многочисленные обманки и ложные разрывы пространства. А само галантное общество того времени предавалось подлинному коллективному нарциссизму. Зеркало становится сквозным сюжетом европейской живописи. Леонардо да Винчи называет его наставником художников в том смысле, что зеркало является арбитром при выявлении схожести реального предмета и его изображения. На картинах различных мастеров мы обнаруживаем присутствие этого сурового арбитра. И вот ещё одна немаловажная роль зеркала в художественном процессе. Именно с его помощью художники могли создавать свои автопортреты.

Примечательно, что уже в 16 веке зеркало превращается в предмет развлечения. В 1651 году Питер Стёллезанд, последний генерал-губернатор в Северной Америке. Устраивает в городе Новый Амстердам, известный нам сегодня как Нью-Йорк, замечательный аттракцион – дом зеркал. Это была остроумная головоломка, что-то типа лабиринта. Классическим эффектом лабиринта в доме зеркал были добавлены новые ощущения, порождённые зеркальным отражением. Пространство в таком зеркальном доме как бы дробилось в нескольких измерениях, ну а если зеркала были выпуклые или вогнутые, то посетитель мог хохотать до коликов, наблюдая себя или своих спутников, что ещё смешнее, в виде совершенно фантасмагорических существ. Собственно, так родилось то, что мы привыкли называть комнатой смеха. Однако, иллюзия иллюзией, смех смехом, но зеркало продолжало играть и воспитательную роль. Рекомендации Сократа, уповавшего на зеркало как на средство исправления нравов, не были забыты и в европейской истории нового времени. Французский поэт начала 16 века Пьер Гренгор, говорил: «Кто хорошо смотрится в зеркало, тот хорошо себя видит, а кто хорошо себя видит, тот хорошо себя знает. А кто хорошо себя знает, тот мало себя ценит.» Это высказывание стало настолько популярным, что вошло в пословицу. И это наставление Гренгора можно смело назвать нравственным противоядием от зеркального нарциссизма.

Итак, зеркало может не только формировать внешний облик человека, оно способно отражать и видоизменять его внутренний мир. «Не пренебрегай самим собой во всех отношениях, и зеркало тебе в этом поможет.» «Юности честное зерцало» – так назывался первый учебник благородных манер для русских юношей и девушек. Создано было это универсальное пособие по галантному этикету в самом начале 18-го века по личному указанию Петра Первого. За основу были взяты лучшие руководства и наставления, в том числе знаменитое наставление Размора Тердамского «О воспитании детских нравов». «Зерцало» продолжало свою цивилизаторскую деятельность в России в многочисленных переизданиях вплоть до конца 19-го столетия. Но обратимся вновь к истории самого зеркала.

К концу 18-го столетия зеркала буквально заполонят собой мир европейской повседневности. Как пишет французская исследовательница Сабин Мельшиор Боне, «зеркала завоевали, заполонили все места, где протекала жизнь, и заменили гобелены, ковры и декоративные ткани. Они украшали стены новомодных кафе, лавочек, где продавали прохладительные напитки и домов свиданий. Все страны Европы охватило настоящее безумие.»

Но зеркала не только покоряют собой среду обитания человека, они постоянно совершенствуются. В 1835 году немецкий химик Юстас Фон Либик добился новых успехов в амальгамировании стекла серебром. Эта технология производства зеркал постоянно совершенствуется. К 1857 году Карл Август Штейнгель и француз Жан Фуко разрабатывают технологию наложения на стекло тонкого слоя серебра. В результате на свет появляются зеркала с тонкой отражающей поверхностью. Они обладают оптимальными оптическими качествами, и становятся непререкаемым стандартом в различного рода техническом оборудовании. Ну а техническое применение зеркал в двадцатом веке получает самое широкое распространение – это прежде всего различная оптика, зеркальные фотоаппараты, объективы, телескопы и лазеры. Это также видоискатели и телесуфлёры, которые помогают работникам телевидения при подготовке программ.

Зеркала окружают нас в быту повсеместно — это отражатели, фары, прожекторы. И, наконец, мы встречаем зеркала в интерьере наших домов. Но главное –зеркало остаётся зеркалом, в которое мы заглядываем при каждой возможности в поисках нас самих. Однако сколь широко ни разошлось зеркало в окружающей повседневности, оно не утратило своей завораживающей тайны – что скрывается за зеркальной поверхностью? Есть ли по ту сторону отражающей поверхности особый мир Зазеркалья? Кого мы видим в зеркале? Эти вопросы всё равно волнут наше воображение. Они неразрывно связывают зеркало с тайной познания мира, и с не менее глубокой тайной – познания эволюции нас самих…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *