зеркало,история зеркала,средневековье,история,Мурано,стекло

Зеркальная история в средневековье

Средневековые зеркала ничем не отличались от античных. Знаменитый богослов, философ и естествоиспытатель 13 века архиепископ кентерберийский Джон Пекхэм в своём трактате «общая перспектива» упоминает зеркала из стали, меди, полированного камня, а также стекла.

Однако в средневековье, как и в античности, стеклянные зеркала занимали весьма скромное место среди других отражательных устройств. Причиной тому были различные технические проблемы при изготовлении стекла. Во-первых, тогдашние технологии ещё не позволяли получать бесцветное белое стекло — у средневековых стекольщиков продукт получался цветным или грязноватым. Затем немалые трудности были связаны с изготовлением правильных стёкол правильной формы. В то время умели только выдувать стеклянные шары и превращать их в подобие плоских дисков. В самой ровной и гладкой части диска вырезали небольшие фигурки – квадратики, ромбики и треугольники. Лишь к концу средних веков мастера научились выдувать ровные цилиндры из стекла, которое при повторном нагревании можно было раскатать по плоской поверхности. В результате стёкла выходили равной толщины и гладкие по своей природе.

Дальнейшего совершенствования требовала технология амальгамирования, известная ещё с античности. Это самое амальгамирование, собственно, и превращает обычное стекло в зеркальное. Термин «амальгама» в переводе с латыни означал «сплав», преимущественно сплав ртути с другими металлами. Соответственно, амальгамирование обозначает не только процесс приготовления этих сплавов, но и нанесение их на различные поверхности, в том числе и стеклянные. Сам процесс амальгамирования зеркал ещё с античных времён развивался очень медленно – сперва на стекло наносили свинец, затем на смену свинцу пришла оловянная амальгама – это была ртуть, разлитая на листе оловянной фольги. Сам процесс изготовления оловянной фольги был очень долгим и занимал около двадцати дней. И только с начала 16 столетия в Европе начинает распространяться техника производства зеркал методом серебрения с использованием ртути.

Подлинная зеркальная революция происходит на острове Мурано в Венеции. С конца 13 века Мурано становится настоящим закрытым полигоном, на котором развивается и совершенствуется мастерство стеклодувов-умельцев. Официально производство всего стекольного производства с Венеции на Мурано объяснялось опасностью пожаров, но за этим явно стояло и другое намерение – вместе с угрозой пожаров изолировать на отдельном острове и носителей технологий –мастеров.

Стекло из Мурано и вправду не знало себе равных, а секреты его производства необходимо было тщательно оберегать. В результате стекольные мастера оказались на острове Мурано практически в положении узников, правда, почётных. Они были обласканы правительством Венеции и осыпаны небывалой милостью. В то же время бегство с Мурано или разглашение секретов стекольного производства каралось смертью.

Уже к концу 15 века местные умельцы наловчились изготавливать столь прозрачное, бесцветное и тонкое стекло, что его можно было перепутать с хорошо отшлифованным горным хрусталём. Оно, помимо производства бокалов, и шло на производство зеркал.
Можно ли проникнуть в тайну венецианского хрусталя? Конечно, никто не собирается раскрывать нам всех секретов, но вот, например, Томазо Гарцони, итальянский писатель 16 века, предлагает своё объяснение тех уникальных технологий – это, во-первых, солёность морской воды, которой окружена Венеция и которую использовали муранцы, затем несравненные качества огня при плавлении массы, порождённые особой древесиной, и, наконец, точные пропорции добавлявшихся в песок соли и соды.


Так это было или иначе, но к 16 столетию мастера стекольных и зеркальных дел из Мурано стали производить «божественно-прекрасные, безупречно прозрачные зеркала, вещи красивые и чрезвычайно полезные. Издержки же при производстве этих зеркал столь велики, что они чрезвычайно дороги», -писал Вануччо Берингуччо.

Настоящее венецианское зеркало оставалось в 16 веке вещью редкой, и чрезвычайно дорогой. При этом Венеция прочно удерживала монополию на производство кристаллического стекла, в Европе спрос на зеркала неуклонно рос. Зеркало становилось необходимым предметом туалета не только великосветских дам, но и представительниц прекрасного пола из городской буржуазии.
Карманное зеркальце прочно вошло в набор приданого для девиц из достопочтенных семейств. Оно неизменно соседствовало с пяльцами, игольником и гребнем. Порой девичье карманное зеркальце являло собой довольно дорогую вещицу, богато украшенную драгоценными камнями. Туалетные зеркала были, конечно, крупнее карманных. Они были снабжены ручкой из дерева, серебра или кости.

С наступлением новых времён в европейской культуре нарциссическая природа зеркала оказалась наиболее востребованной. Человек углубился в самопознание и саморазглядывание, пытаясь постичь свою таинственную индивидуальность, однако не осталась в забвении и линия Персея в истории зеркала. Человек продолжал обращать зеркала вовне, пытаясь постичь с его помощью окружающий мир.

Но не станем недооценивать и средневековье. В средние века пытливый человеческий ум также пытался использовать зеркало и для самопознания, и для постижения мира. При этом зеркало выступало как важнейший механизм восприятия мироздания. Этот механизм был построен на главной идее аналогии. Сотворённый Богом мир, и в особенности душа человека, обнаруживает аналогию со своим создателем. Зеркало как раз и помогает раскрыть эту аналогию. Человеческая душа имеет сходство с Богом, поскольку она есть ни что иное, как отражение своего творца, а природа являет собой зеркало горнего мира.


Зеркало становится вездесущей метафорой в духовной и научной литературе средневековья. Вслед за святым Августином, наилучшим зеркалом для самоуглубления и духовного совершенствования признают священное писание. Человек, узревший своё отражение в библии, признаёт одновременно и величие Бога, и своё собственное ничтожество. Зеркало для средневековья –это и центральный образ в познании мира.
Итак, в логике средневековья, окружающий нас мир – это зеркальная и довольно правдивое отражение мира небесного. Наблюдать и познавать небесную жизнь можно с помощью внутреннего зеркала души и внешнего зеркала природы, поворачивая их под разными углами.
Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *