В начале двадцатых годов возникли кровавые конфликты на южных границах, в Крыму и на Кавказе. В степях появился незнакомый народ, о котором лаврентьевская летопись писала: » явившиеся языци, и что язык их и которого племени суть, и что вера их: зовутся татары, и инии глаголют, а друзии печенези». За этим воинственным народом уже укрепилась слова жестоких завоевателей, которые покорили Китай, ханства Средней Азии, Персию, Закавказье. Весной 1223 года, разгромив половцев, монголо-татары вышли к берегам дона. Половцы обратились к русским князьям и просили помочь в отражении агрессии. Князь Мстислав Удалой послал гонцов к своим братьям, русским князьям: «Поможем половцам; если мы им не поможем, они перейдут на сторону татар, и у них будет больше силы, и нам хуже будет от них.»
В середине мая 1223 года русское войско собралось на Днепре близ Олешья, чтобы дать отпор » безбожным татарове». 31 мая — 2 июня в степи на реке Калке русские дружины столкнулись с монголо-татарами и были разбиты, потерял в сражении весь цвет тогдашнего войска. Именно с этой битвой русские былины связывают гибель всех русских богатырей, которые охраняли границы. Лишь 1 из 10 воинов, ушедших в поход, вернулся домой. Конница противника преследовала отступающие войска Днепра и, разорив земли на его левом берегу, отошла в степи. Тумены Джебе и Субудая вернулись в среднюю азию.
Поражение на Калке имело трагические последствия и для союзников Древней Руси. Примерно с середины 13 столетия имена торков, берендеев, черных клобуков исчезают со страниц русских летописей. Частью они погибли в сражениях при защите русских земель и своего права на жизнь, а частью подчинились влиянию монголо-татарских ханов и кочевали со своими стадами там, где им была отведена земля, превратившись в вассалов золотой орды. Такая же судьба постигла и вольные общины казачьих пращуров, превращенный завоевателями в поселенные войска.