Водяной является одним из важнейших представителей славянской демонологии. Это мужской мифологический персонаж, злобный дух, который находится в воде, хозяин и опекун водного пространства.
“Водяный” находит четкое подтверждение в местных записях сведений на Гомельщине . Например, как свидетельствуют информаторы, это “злой дух, живущий в воде «, это » хозяин водоёма » «водяные-это мужчины, которые утопились, или их утопили насильно «
Наиболее широко бытуют поверья про водяного на территории Белоруссии и в северо-западных районах России. А. Левкиевский утверждает, что поверья, связанные с водяным, рождены “древними языческими представлениями об утопающих, которые продолжают доживать
в воде свой век. Подобные верования до сих пор встречаются в
некоторых местах Полесья.
Обратимся к характеристике внешнего вида водяного. По описаниям Никифоровского, это » глубокий старец среднего роста, с длинной лопатистой бородой, с такими же длинными волосами на голове в форме клина, с гладкой блестящей кожей, расплывчатым лицом, отёчным пузом и непропорционально длинными ногами, на которых между пальцев перепонки. Кроме того, и всё тело Водяного покрыто длинными волосами, которые, при ближайшем рассмотрении, оказываются или тонкими струйками воды, или чем-то вроде водорослей, что
прилипли к его коже.
В современных локальных мифологических традициях Гомельщины внешний вид водяного связан с тонущими мужчинами, в других поверьях — “это просто мужик, покрытый зеленой тиной, растяпа” или «дед маленького роста с синими или зелеными волосами и обязательно с длиннющей бородой “;» зеленый дед, весь в тине и водорослях” .
Встречаются и свидетельства, согласно которым внешний облик водяного изображает как антропоморфные, так и зооморфные черты. Факт сплочённости различных черт в описании этого мифологического персонажа подтверждает противоречивость народных представлений. Например, в восприятии жителей д. Михальки Гомельского района, водяной похож не только на человека с длинной бородой и длинными волосами, но и на рыбу: (“… вместо ног у него хвост, как у рыбины»).
С подобными поверьями довелось встретиться на территории Буда-Кошелевского района: “тело у него всё в слизи. Хвост он имеет, как у рыбы, и чешуёй покрыт. А руки, как у гуся лапы, чтоб лучше плавать”. “… Это полурыба-получеловек, у него есть борода, как трава или тина”
«Сам он такой толстый, волосы длинные такие, зеленые, с травами. А борода, так еще дольше. На руках — большие когти и не ноги у него, а хвост, как у рыб «. «Водяные маленькие, как почти все бесы. Они с длинной бородой, с длинными волосами, всегда в тине. У них есть
рыбий хвост «.
Место нахождения водяного — “глубокие места водоемов, под крутыми берегами, водовороты рек, глубокие лесные озёра, места, которые зимой не замерзают, места слияний и поворотов рек, колодцы и источники, лужи. Водяной живет под шлюзами, возле запруд для ловли рыбы, рядом с действующими мельницами, или, наоборот, в старых заброшенных мельницах.
Современные записи мифологических сведений позволяют сделать вывод, что в народе проводили чёткую границу между добрыми и злыми водяными. Доброго звали тихоня, и жил он в чистой воде, а злого звали или смутьян, или вирун, и жил он в грязной воде. Тихоня людям не делал зла, на то он и тихоня, а вирун не любил людей, он так и смотрел, чтобы кого-нибудь утопить да забрать к себе .
Аналогичные представления о водяном подтверждают записи, сделанные в д. Заселье Речицкого р-на Белоруссии: “водяной живет в воде, а особенно в кручах. И если человек купается в этом месте, водяной его обязательно затянет к себе. И человек топится. Это злой водяной. Говорят, что есть хорошие водяные. Они подгоняют рыбакам рыбу в
сети или на удочки:
«Водяной бывает и злой, и добрый. Он хорошо себя ведёт, бывает, и рыбки поймаешь и покажет, где растут водяные орехи”. Согласно поверьям белорусов, водяной вредил особенно тем людям, которые купались после такого праздника, как Ильин день, ведь в это время он идет отдыхать. А человек, идущий купаться, мешает отдыху водяного. “Тогда тот начинает сильно слиться и забирает того человека к себе » Не любит пьяных, которые, выпив водки, идут купаться. “Когда пьяный залезешь в воду, он тебя никогда не пропустит, тоже утопит”.
В подавляющем большинстве водяной топил тех, кто “обозлил водное нутро» или кто «вошел в воду без креста». В других случаях говорят, что водяной топит людей, которые “ему нравятся. Если это парень, то будет Водяным, а если девка-русалкою «, “топит молодых девок, особенно красивых. Они переделываются в русальниц, помогают ему губить людей «.
“Чтобы умиротворить Водяного, ему делали приношения, которые могли приурочиваться к определенным праздникам: Иванову Дню, «Сочельнику», дню поминовения утопленников «.
Чтобы задобрить водяного, приносили на реки и озёра еду – домашние колбасы, яйца, молоко”. Рыбаки старались также его ублажить: Лили в воду масло, бросали туда гусей (гуси — любимые птицы водяного).
Н. Никифоровский, характеризуя бесов, отметил следующие особенности водяного: «водяной может и шуткой, и по злобе пугать рыбу возле сетей рыбаков, разъезжая на соме, рвёт и выворачивает сети и другие устройства, кривит плотины на мельницах, портит и срывает мельницы, внимательно стережёт тех, кто купается, ловя рыбаков и людей, которые упали в воду по неосторожности, причём не даёт пощады и скотине: сев на животное, которое плывёт или возится в воде”. «Основное же занятие водяного-заманивать людей (иной раз животных) в воду и топить их.
По народным поверьям, если бы не злая воля водяного, то утопленников бы не было вообще. “Утопленников он сильно давит и тискает, поэтама-та они такие раздутые и синие”.
По некоторым поверьям, водяной мог выполнять и положительную функцию, в частности, оказывал помощь рыбакам. Когда человек ловил много рыбы, то говорили, что ему водяной помогает.