Прихожане каждой церкви выбирали священника из своей среды и посылали его к архиерею для рукоположения, ручаясь особой записью, что избранный „человек добрый, св. писание знает и не бражник. При церквах находились богадельни, или домы нищей братии. Около каждой церкви располагалось кладбище. В конце города, где-нибудь на окраине, стоял убогий дом, где хоронили тела казнённых смертью преступников, людей, умерших в государевой опале, сосланных, опившихся, самоубийц, утопленников.
Земские бояре
Если не считать присланного в город из Москвы воеводу, управлявшего в XVII веке всем уездом, бывшего представителем верховной власти, то первым лицом самого города был земский городовой или всеуездный староста, которого уездные сельские обыватели—крестьяне и городские жители — посадские, выбирали на сходке из своей среды.
Как только выберут в посаде земского старосту, подьячий пишет запись, а все избиратели подписывают её. В записи говорилось: „Все посадские люди такого-то города выбрали и излюбили на мирскую службу в старосты такого-то; ведать ему в мир всякие дела и об них радеть, а нам, мирским людям, его слушать; а не станем его слушать, и ему нас вольно к мирскому делу нудить, а миру никакой грубости ему не учинить, а что миру от его грубости учинится, за то он ответит».
Кроме земского старосты, в некоторых больших городах ему в товарищи выбирали еще несколько старост. При земском старосте всегда устраивался совет из выборных же посадских и крестьян.
Земские вопросы
Главным предметом совещаний земских старост с советными людьми в земской избе была раскладка податей, выбор окладчиков, т.е. сборщиков податей, выбор целовальников, т.е. людей, которым, под присягу их, поручалось отбывать какое-нибудь казенное дело в городе ведать кабацкое дело, собирать таможенные сборы, весить казенную соль и т. п.
Вторым предметом совещаний в земской избе было собственно городское хозяйство; так, здесь приговаривали разделить пахотную землю во всех городских трёх полях впредь до следующего же мирского раздела между всеми посадскими, но с условием, чтобы никто из посадских не см?лъ отдавать свою долю земли постороннему человеку ни на один год, ни на одно лето, а если кто отдаст, то у него отберут землю обратно на мир.
Наконец в земской избе толкуют обо всех нуждах посадских и уездных людей, обо всех случаях, о которых нужно довести до сведения местного начальства—воеводы, или надо дать знать в Москву. И на двор к воеводе и в Москву отправляется земский староста. Он— представитель посадских и уездных людей, он всегда впереди их всех, отвечает и бьёт челом „во всех посадских и уездных людей место».
Если служилые люди 16 и 17 вв. были прикреплены к военной и всякой государевой службе, за что и получали жалованье землей, то обитатели посадов, жители слобод и сел были прикреплены тогда к платежу и должны были тянуть тягло, т.е. оплачивать содержание военной защиты Московского государства.