Из варяг в греки
Благодаря развитию торговли, по всей земле, заселенной славянами, стали появляться большие торговые города. Тогда возникли Ладога, Новгород Великий, Смоленск, Полоцк, Любеч, Киев, Чернигов и др.
Города эти стоят цепью по великому водному пути из варяг в греки, т. е. по Днепру и его притокам, и далее по Двине, Волхову. Некоторые из них забираются очень далеко к востоку, на верхнюю Волгу, как, например, Ростов Великий.
К 900 годам в стране восточных славян насчитывалось более 20 крупных городов, мелких же было столько, что северные соседи славян, норманны-варяги, называли славянскую землю на своём языке „Гардарик», что значит страна городов. Очень может быть, что города эти возникли из тех крепостей, которые каждое племя строило для себя и куда „затворялось» на случай нападения врагов. За крепкой изгородью городов люди тех времён отсиживались, пока не минует опасность.
С развитием торговли к прежнему военному значению городов прибавилось значение торговое. Стоя на самом великом водном пути, или вблизи от него, вообще на большой торговой дорог, города эти сделались складами, в которые изнутри страны свозились для продажи добытые там товары. Здесь налаживались караваны-артели купцов, отсюда они отправлялись в чужие страны, сюда же приезжали и иностранные купцы.
У каждого из таких больших городов вырастал понемногу, так сказать, свой приход из более мелких торговых и промысловых поселений, забравшихся далеко в сторону от большой реки, в глубь лесов и полей. Эти мелкие торгово-промысловые места назывались погостами; сюда сходились для торговли, для „гостьбы», как тогда говорили, звероловы, бортники, бобровники, смолокуры, лыкодёры, — словом, всякие лесные промышленники.
С распространением христианства на этих рынках, как на местах привычных людских сборищ, начали ставить церкви: тогда погост получил значение места, где стоит сельская церковь; при церквах хоронили покойников отсюда значение слова погост, как кладбище. На погосты наезжали купцы из больших городов, скупали и выменивали у приходивших сюда добычников плоды их труда и удачи и увозили в города, где продавали дары леса пришлым купцам, или сами везли их в чужие страны.
Опасности торговых путей
Торговля в то время была делом опасным и трудным. Не считая опасностей самого пути, шедшему или ехавшему с товаром купцу всюду угрожали враги. Могли ограбить недобрые люди, могли налететь со степи кочевые хищники и, перебив купцов, увезти товар в свои становища. Приходилось отбиваться и от дикого зверья, которым полны были тогдашние леса. Купцу тех времён надо было владеть мечом и копьём столь же умело, сколько и безменом.
Так как очень ценным товаром на иноземных рынках тех времён были рабы, то славянские купцы выступали иногда, надо думать, и в роли охотников за людьми, нападая на беззащитные поселки чужого племени и уводя в плен их обитателей. В Царьграде, если кому нужен был раб, тот шёл покупать его на тот рынок, где русские купцы „приходяще куплю деяше».
Греческий император Константин Багрянородный записал со слов русских людей, как шла у них на родине торговая жизнь. По его словам, как только наступал ноябрь месяц, т.е. как только устанавливался санный путь, русские купцы выходили из городов и отправлялись в глубь страны. Там они проводили зиму, собирали с окрестных жителей дань за ту охрану, какую им давал
город, и скупали по погостам привезенные туда лесными промышленниками товары. К апрелю, когда вскрывается Днепр, все возвращались по полой воде в Киев. Меж тем прибрежные жители рубили деревья, делали из них лодки и ко времени возвращения купцов в Кіев сплавляли их туда. Купцы покупали эти лодки, грузили в них товары и по Днепру направлялись к Царьграду. Тут были лодки купцов смоленских, любечских, черниговских, новгородских, вышегородских и др. Тесным сплоченным караваном плыли они по Днепру до порогов. Отсюда наступала тяжелая часть плавания.
Пороги засорили русло Днепра на целые 60 вёрст. С большой осторожностью пробирались торговые лодки сквозь первые три порога, у четвертого же, Неясытя, караван останавливался. Здесь приходилось разгружать суда, переносить товары на руках, а невольников перегонять скованными по берегу, пока не минется опасное место. Около этого порога ждали, обыкновенно, славянских купцов степные хищники, поэтому купцы, дойдя до Неясытя, спешили высадить здесь на оба берега по вооруженному отряду, чтобы отгонять степняков подальше от берега. Оба отряда не садились в лодки и после того, как караван миновал пороги. За порогами начиналась степь, по которой кочевали дикие народы. Подлетев к высокому берегу на своих степных конях. хищники легко могли перестрелять всех, кто был в лодках, и овладеть караваном. Задачей стражи было не допускать их до этого.
Выплывши благополучно в устье Днепра, купцы приносили здесь жертву богам и плыли дальше по морю, постоянно держась в виду берега, так как мореходы они были неопытные. Подойдя к Дунаю, караван входил в его устья для отдыха и для торговли с придунайскими жителями. Тут снова приходилось высылать на сушу сторожевой отряд, чтобы предупредить неожиданное нападение степняков.
Наконец добирались до Царьграда. Там, по заключенным договорам, славянские купцы могли торговать шесть месяцев. Оставаться зимовать не смели. Останавливались славянские купцы не в самом городе, а в одном из его предместий „у святого Мамы» (монастырь св. Мамонта). Императорские чиновники отбирали у прибывших купцов княжескую грамоту с обозначением числа лодок, переписывали имена княжеских приказчиков и купцов.
Во время своего пребывания в Царьграде славянские купцы пользовались от греческого правительства даровым кормом и даровой баней. Входить в самый город для торговли славяне могли не иначе, как в сопровождении греческого пристава, без оружия и не более 50 человек за раз. В городе они продавали свои товары и покупали греческие, не платя пошлин. По окончании торга, греки должны были давать славянским купцам съестные припасы и нужные корабельные снасти для обратного пути. Еле-еле к октябрю попадали купцы обратно в Киев, а в ноябре им приходилось уже ехать по внутренним торгам и торжкам, распродавая купленные летом заморские товары, скупая для будущего летнего похода за море лесные продукты.
Так совершался в те отдаленные времена круговорот торговой жизни у восточных славян.
——————————————————
Название „волок» сохранилось до сих пор в названии некоторых
городов и поселений, напр., Волоколамск, Вышний-Волочёк, Переволочил и др.