Пчела как сакральный символ Чиклино Ру

Пчела как сакральный символ

С древних времен пчела считалась райским созданием. По народным верованиям, когда-то она была человеком. Однажды пчела попросила себе у Бога смертельное жало. Оно было ей
дано, но с той оговоркой, что оно смертельно для неё самой.

С появлением пчелы ещё в начала мира, когда, как поётся в древних колядках, она вынесла «святой воскочок» из-под первобытных вод, стали ее считать Божьей мухой, слугой Божией, ибо она исполняет Божьи поручения. Следует беречься даже произносить о ней плохие слова. О пчеле нельзя говорить, что сдохла, а только как про человека — умерла. Живой огонь восковой свечи является священной жертвой Богу. Когда на Благовещение приходила пора выставлять ульи на пчёльнике, дедушки-пасечники говорили, что «божьи мухи также тогда утром молятся Богу!» Считается, что именно в эту пору пчёлы вскрывают соты для заполнение медами первых цветов.

По верованиям, бог молнии и грома Перун ни за что не ударит в улей, даже если там спрячется нечистый; когда пчела ужалит кого-то, тот человек наверняка грешен; считалось, что рой пчёл, залетевший во двор, приносит хозяину счастье. В народе распространено верование, что
накануне Нового года можно услышать разговор животных. Однако некоторые звери, птицы, насекомые наделяются способностью говорить не только в праздник, но и в любое время. К таким созданиям относятся и пчелы.

Оберегателями «божьих мух» считаются св. Зосим и Савва. В день св. Зосима пчеловода (17/30 апреля) выставляли ульи на пасеке и просили «пчелиного Бога», чтобы пчела
слетала к морю и принесла золотые ключи от долгожданного лета. В день Саввы пасечники хоронили ульи на зиму и заставляли молиться детей, потому что их молитва наиболее угодна Богу: «Дай, Господи, чтоб пчелки водились, мёд носили и не умирали».

По легенде, Бог создал пчел, а дьявол, вкусив мёда, задумал то же и вытворил осу, которая мёду не даёт. Когда оса уже наполовину была сделана, он решил, что, раз от осы меда нечего ждать, то пусть она тогда жалит людей, и слепил две половинки осы разом. Поэтому оса и имеет вид, будто перевязана пополам.

Происхождение пчелиного мёда в этой легенде поясняется тем, что св. Павел ранил брошенным куском сухого хлеба руку Иисуса, и капля Его крови упала на хлеб, «из этого хлеба и крови моей, — словно бы сказал Иисус, — будет самая сладкая еда для человека» и сразу же хлеб
стал мёдом.

В фольклорных текстах пчела часто выступает как женский образ. В белорусских заговорах Её называют “дзявица-пчалица”. Яровая пчелка символизирует «красну девицу». Мужская брачная символика определенно представлена шершнем. На Покутье перед первой брачной ночью, когда ведут молодую в спальню, поют: «Прилетел шершень с потолка и упал на постели, где Марусенька спала». Мужскую брачную символику воплощает и шмель: он хочет весной жениться с пчелой, но она откладывает свадьбу на осень, когда увядший шмель умирает.

Благодаря своей множественности, пчелы связываются со звёздами. На Полесье после Святой вечери гадали по звёздному небу: если много звезд-летом будет много пчёл и щедрый урожай.
В народных представлениях пчёлам приписывается огненная символика. Когда снятся пчелы, это предвещает пожар.

Мёду также придавали определенные магические свойства. Вместе с другими ритуальными блюдами он стоял на столе на Свят вечер. На Руси новорождённому в первую купель бросали ложку мёда, чтобы ребенку было сладко жить на свете. Также с лечебной целью применяли так называемый «пьяный мед», собранный пчёлами в засушливое лето из цветов ядовитых растений.

Известно было и лечебное действие пчелиного яда, его
считали лекарством от ревматизма. Широко использовали прополис как общеукрепляющее средство, а также против разнообразных заболеваний.

Author: YN