Пятьдесят лет делал своё тихое дело преподобный Сергий, целые полвека был он прибежищем для страждущих и скорбящих, болящих душой за себя и за других.
Не было на Руси тех времён имени более славного и известного, не происходило ни одного события, с которым бы светло и свято не соединилось имя преподобного Сергия. В 1380 году преподобный Сергий благословил на подвиг борьбы с татарами главного вождя русского ополчения, великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского.
— Иди на безбожных смело, без колебаний, и победишь! — сказал святой, и Куликовская битва оправдала его слова.
Ратуя словом и делом за единство Русской земли, собиравшейся около Москвы, преподобный Сергий всегда уговаривает всех держаться за Москву.
По поручению митрополита Алексия преподобный Сергий отправился в Нижний Новгород приглашать тамошнего князя добровольно явиться на суд в Москву, и, в случае сопротивления князя, преподобный должен был затворить все церкви в Нижнем и прекратить богослужение. По поручению великого князя Димитрия Донского преподобный Сергий идёт в Рязань к суровому рязанскому князю Олегу и кроткими речами уговаривает его смириться, не поднимать войны в Русской земле и заключить вечный мир с московским великим князем.
Преподобный Сергий со своими учениками и обителью сделался образцом, „начальником и учителем всем монастырям, иже в Руси», говорит о нём летописец.
Монастыри, основанные самим преподобным Сергием, его учениками и учениками его учеников, считались десятками. И все это были пустынные монастыри, возникавшие далеко от населённых местностей, в чужой и опасной стороне, на севере и северо-востоке от Волги.
То был глухой непроходимый край, обитаемый дикими и некрещёными финскими племенами; русскому человеку тех времён страшно было пуститься с семьёй и бедными пожитками в эти глухие дебри. Но монах-пустынник пошёл туда смело; по всей лесной стороне стали возникать монастыри, к монастырю потянулись простые переселенцы:
монастырь помогал им устроить хозяйство, поддерживал словом утешения в трудные минуты, молился с ними, был для переселенцев приходом, а во время нападения врагов — крепостью, за стенами которой отсиживались от злых нападений; под старость переселенцы находили в монастыре кров и схиму. Вокруг монастырей создавались большие и мелкие посёлки, сторона становилась обработанной, населенной, русской.
«До Сергия здесь была непроходимая пустыня, — пишет троицкий келарь Симон Азарьин, составивший жизнеописание святого, — а теперь все видят вокруг обители мирские поля, сёла и деревни многолюдные. Прежде здесь и тропинки не было для людей, а теперь явились большие дороги и проезд, открытый для всех днём и ночью. До Сергия это место было безводное; но с тех пор множество источников открыто в окрестностях обители. Множество гадов и змеев нарушали безмолвный покой Сергия, а теперь вы не встретите их на 10 вёрст вокруг. И насколько умножалось население обители и слобод, настолько и всё улучшалось. Прежде не было столько и деревьев в рощах, сколько теперь людей в слободах, на тех местах, где были обширные рощи»…