Воспользовавшись каким-то недоразумением, Владимир осадил принадлежавший империи город Херсонес Таврический, или, по русскому произношению, Корсунь. Когда Корсунь была взята, Владимир немедленно отправил посольство в Константинополь к тогдашним императорам Василию и Константину с просьбой, во-первых, прислать для нарождающейся русской Церкви иерархический чин и, во-вторых, отдать замуж за него — русского князя — сестру императоров царевну Анну. Императоры согласились под условием, чтобы русский князь прислал им в помощь своих воинов для борьбы с одним их полководцем, который поднял знамя восстания.
Женившись в Корсуни на царевне и заручившись обещанием императоров прислать митрополита и епископов для будущей русской церкви, Владимир взял с собой много священников и некоторые святыни и возвратился в Киев.
Крещение Киева
По возвращении Владимира из Корсуня, началось крещение киевлян. Оглашенные к принятию христианства славяно-русскими и греческими священниками киевляне с радостью и ликованием шли креститься. Несомненно, были среди них и такие, которые крестились только потому, что все это делали, были и такие, которые не хотели креститься. По словам св. Илариона „благоверие (Владимирово) со властию сопряжено бе» это значит, что упорствовавших креститься заставляли это делать. Владимир крестил всю свою семью и приближенных, а потом велел истреблять идолов. Перуна привязали к хвосту лошади и поволокли с холма, на котором он стоял, в Днепр. Княжьи приставники колотили идола палками, приговаривая:
— Много ты ел и пил, Перунище, будет с тебя! Делали все это „не для того, чтобы дерево чувствовало, а на поругание бесу, который в этом образе прельщал людей; пусть от людей же и возмездие приемлет», замечает в заключение рассказа об этом летопись. Многие из некрещёных бежали по берегу вслед за уплывавшим Перуном и молили его:
— Выдыбай, боже, выдыбай (т.е. выплывай)!
По почину св. князя Владимира в память крещения народа в Киеве был воздвигнут храм во имя Пресв. Богородицы. В пользу этой церкви он отчислил десятую часть своего имения и доходов, отчего церковь и стали называть Десятинной. Всюду по городам тоже стали строить церкви и приводить людей ко крещению. Во глав отдельных городов Владимир поставил в качестве посадников и наместников своих двенадцать сыновей, разослал с ними священников и епископов и повелел крестить всю землю.
Религиозный раскол в Киеве
Не везде это, однако, было легко сделать. В самом Киеве нашлись упорные приверженцы язычества. Страшась мести князя, они бежали в леса и горы и занялись разбоем. По преданию, некто Могута собрал большую шайку таких недовольных, и Владимиру пришлось вести серьезную борьбу с ними.
Чем дальше к северу, тем глуше, дичее была страна, тем меньше видали всяких видов её жители, и тем приверженнее они были к языческой старине. Самый север Руси — Новгородская земля, оказала особенно сильное сопротивление намерению Владимира утвердить здесь христианство.
Подстрекаемые волхвом, прозванным за красноречие Соловьёвым, новгородцы с оружием встретили посланных крестить их Добрыню — дядю Владимира и Путяту. Но и в Новгороде были уже христиане, и существовала церковь Преображения. Новгородцы -христиане стали, конечно, на сторону Добрыни, и сопротивление язычников было сломлено.
Убийство волхва
Язычников силком тащили к Волхову креститься. Долго потом дразнили новгородцев жители других краёв, говоря:
— Вас Путята крестил мечом, а Добрыня огнём.
Нельзя сказать, чтобы и вообще в стране утверждение христианства шло ровно и не встречало сопротивления со стороны приверженцев язычества. Вождями этого сопротивления были волхвы — прорицатели будущего и чудотворцы, по представлению славян-язычников. Надо думать, что волхвы
имели то же значение в жизни славян, какое имеют шаманы у современных дикарей дальнего севера Сибири.
Под 1071 г. летописец рассказывает, как явился волхв в киевской земле и начал проповедовать народу, что через пять лет Днепр потечёт назад, и земли переступят со своих мест на чужие, что греческая земля станет на месте русской, а русская — на месте греческой.
„Невегласи послушаху его, — говоритъ летописец, — верные же смеяхуся».
Смута в народе всё-таки была, и вот „в едину нощь волхвъ бысть безъ вести», т.-е. исчез, был, вероятно, схвачен.
В 1074 году явился волхв в Новгороде. По словам летописи, он „творился аки бог», говорил, что знает будущее, хулил веру христианскую и в доказательство своей правоты обещал пройти со всеми ему верными по Волхову, как посуху.
Новгородцы заволновались, почти все стали на сторону волхва и хотели убить епископа. Епископ, облекшись в ризы и взяв крест, вышел на площадь и сказал:
— Кто хочет верить волхву, пусть идёт за ним, а кто верует во Христа, пусть идёт ко кресту.
К епископу подошёл только князь Глеб Святославич со своей дружиной, а весь народ, „производя великий мятеж», устремился за волхвом.
Тогда князь Глеб, спрятав под полой своей одежды топор, подошёл к волхву и сказал:
— Знаешь, что будет завтра поутру и во весь день до вечера?
— Всё знаю! — отвечал волхв.
— А знаешь ли, что будет сегодня?
— Сотворю великие чудеса! — отвечал волхв.
Тогда князь выхватил топор и рассёк ему голову. Народ в ужасе разошелся.
Ростовские язычники прогнали от себя первых епископов, Феодора и Илариона, и едва не убили третьего св. Леонтия.
Не скоро могло утвердиться христианство и в Муромской земле, несмотря на старания св. князя Глеба, которому Владимир поручил эту область. Князю Глебу пришлось даже жить вне Мурома, жители которого оказались горячими приверженцами язычества.
В Курской области христианство стало распространяться только в начале XI в., в области же вятичей лишь в XII в.; также в Вологодском и Вятском крае, а в Олонецком оно стало утверждаться лишь в XIII в.
Многие из языческих верований и обрядов продолжали существовать очень долго, до самых московских времён, среди принявших крещение. Даже при царе Иване Грозном духовенству приходилось жаловаться на приверженность простонародья к несомненно языческим верованиям.
Тем не менее, христианство все-таки распространялось в народе, все шире и глубже входило в народное сознание. Привязывая народ к Церкви, оно заставляло людей сильнее чувствовать взаимную связь; отдельные края, исповедуя одну веру, ближе сливались друг съ другом, сплачиваясь в один православный народ. В этом смысле христианство много сделало для роста Русской земли — не даром эта земля издавна привыкла называть себя православной Русью, святорусской землей, указывая тем на христианство, как на одну из основных черт своей народности.