история зеркала,нарцисс,обсидиан,зеркало,персей,изобретение зеркала

История зеркала

Наверное, не будет преувеличением сказать, что история зеркала начинается с первого момента пробуждения самосознания человека. Самосознания, и, соответственно, самопознания. Человек всегда стремился увидеть самого себя. Своё изображение он мог обнаружить на блестящих и тёмных камнях, на водяной глади и на различных отшлифованных предметах. Древнейшая история о зеркале –это эллинский миф о нарциссе.

Нарцисс, как мы помним, увидел своё отражение в реке. Влюбившись в свой образ, он уже не смог с ним расстаться, и умер от голода и страдания. История Нарцисса обрела в древности различные толкования, которые проливают некоторый свет на природу зеркального отражения. Отражение, начиная с Платона, было двойником, то есть живой и одушевлённой формой человека. Именно этот двойник и завлёк к себе Нарцисса из глубины прозрачных вод, заворожил самолюбованием и убил.

В древней Элладе вообще считали, что смотреть на собственное изображение опасно, поскольку коварный двойник может уловить душу человека и привести его тем самым к гибели. Коварство зеркального двойника проявлялось ещё и в том, что он не давал правдивого изображения внешности человека. Зеркало обманывало, искажая человеческую природу. По мнению того же Платона, между реальными предметами или людьми и их ирреальными двойниками существует разрыв. Этот разрыв и даёт опасное искажение, поэтому пытаться познать самого себя, разглядывая своё зеркальное отражение –глупо и опасно. На этом, собственно, и погорел Нарцисс.

Другое дело –герой Персей. Миф о Персее –ещё одна древняя история зеркала, но с другой стороны. Персей должен был убить одну из трёх сестёр Горгоны – Медузу. Медуза была существом смертным, но обладала страшным оружием – её взгляд, если встретиться с ним глазами, обращал в камень всё живое. Персей избежал этой коварной ловушки с помощью блестящего щита, поданного ему Афиной. Зеркальное изображение Медузы было искажением её реального облика, а ирреальный двойник не обладал её смертоносными качествами, но при этом передавал её действия, и при этом указывал на её месторасположение. Следя за Медузой по отражению на зеркальной глади щита, Персей и снёс голову коварной Горгоне. Мораль: не уподобляйся Нарциссу, обращая зеркало на себя, но следуй Персею, наблюдая в нём за окружающим миром и конкретно за врагом.

Однако в своей истории человечество шло прежде всего за Нарциссом. Зеркало известно ещё со времён древнего Египта. Знали его и древняя Эллада, и Рим. Правда, зеркала древности были металлические, как правило, из бронзы.

На древнегреческих вазах пятого века до нашей эры запечатлены коринфские дамы, разглядывающие себя в маленьких кружочках отполированного металла. К этим зеркальцам были приделаны ножки, а обратная сторона чаще всего расписывалась мифологическими сценками. Размер таких зеркал был невелик, как правило, пятнадцать –двадцать сантиметров в диаметре. Зеркальце вставлялось в деревянную рамку, или же снабжалось деревянной ручкой или кольцом, за которое сей предмет самонаслаждения держал раб. Металлические зеркала древности были очень дороги, их всячески оберегали от пятен и царапин, закрывая небольшими специальными занавесками.

В древнем Риме зеркала стали неотъемлемым предметом роскоши. Богатые римские матроны просто не мыслили своего существования без них. Сенека писал по этому поводу, преувеличивая по этому поводу лишь самую малость:

«За одно-единственное из этих зеркал из золота или серебра, инкрустированное драгоценными камнями и украшенное чеканкой, женщина способна заплатить сумму, равную той, что в прошлом государство давало в приданое дочерям бедных полководцев.»

Римляне изобрели новые формы зеркал, квадратные и прямоугольные, а в богатых домах на смену бронзовым пришли серебряные зеркала. На краю римских зеркал была укреплена маленькая губка. Это было очень важное дополнение, ведь для того, чтобы хорошенько разглядеть себя, металлическое зеркало нужно было полировать до блеска. В эпоху расцвета Империи зеркала вошли в число мужских аксессуаров. Знаменитый римский сатирик Ювенал иронизировал в первом веке нашей эры над императором Атоном, считавшим зеркало одной из важнейших частей своего снаряжения. В погоне за достоверным отражением, римляне стали экспериментировать и с камнями. Особо ими ценился обсидиан –чёрное стекло вулканического происхождения. Хотя, как говорил историк Плиний, этот камень давал больше теней, чем истинного изображения предметов. В золотом доме императора Нерона зеркала были выточены из рубинов и изумрудов. А обсидиановые поверхности, по свидетельству того же Плиния, источали столь ослепительное сияние, что казалось, будто свет не проникает в это здание, а исходит от него.


Но всё это, так сказать, нарциссическая история зеркала, а вот по пути хитроумного Персея решил пойти император Домициан. В своём дворце мнительный и жестокий император создал уникальную систему безопасности. На всех портиках здания были укреплены обсидиановые панели, чтобы во время прогулок Домициан мог иметь круговой обзор и вовремя обнаружить опасность, таившуюся у него за спиной, но это его не спасло. В конце концов он был убит с ведома собственной жены своим домоуправителем.

Были ли знакомы греки и римляне с зеркалами в нашем понимании? Упоминание о стеклянных зеркалах мы встречаем в комментарии к сочинениям Аристотеля третьего века до нашей эры, затем Плиний Старший, уже в первом веке нашей эры упоминает нечто похожее, приписывая честь изобретения стеклянных зеркал жителям финикийского города Сидон. Археологические открытия представляют нам древнейшие зеркала также периодом не ранее третьего века до нашей эры. Всё это маленькие выпуклые зеркала, которые выдували при помощи стеклодувной трубки. С тыльной стороны на них помещали слой расплавленной бронзы, свинца или золота. Их производство требовало большого труда, а результат был более чем посредственным. Поэтому в течении многих веков стеклянные зеркала держались в тени металлических. Но какими бы ни были зеркала древности бронзовыми, серебряными, обсидиановыми или стеклянными, все они казались разносчиками иллюзий. Зеркальный нарциссизм представлялся мыслителям древности опасным путём самопознания.

Правильное употребление зеркала могло обладать и нравственным, и терапевтическим эффектом. Так Сократ, по свидетельству Диогена, рекомендовал посмотреть в зеркало пьяницам, получить, что называется, результат налицо. Сенека давал зеркало человеку, которого обуревал гнев. Иными словами, и Сократ, и Диоген, и Сенека, предполагали, что зеркало не только худо-бедно отражает физические черты, а ещё и убедительно свидетельствует о внутреннем мире человека.
Так что неча на зеркало пенять, коли рожу крива.
Продолжение следует→

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *