В начале 19 века военная форма всё более и более превращается в униформу. Она стремится к базовому однообразию, на фоне которого отчётливо видны знаки различия – сигналы о принадлежности к войсковой иерархии. Примечательно, как в основу базового единообразия окончательно закладывается принцип соответствия между цветами и нациями.
В мундирной символике цветов Пруссия становится синей, Британия красной, Россия и Австрия –белыми, Франция – сине-белой. Символика цвета становится особо значимой на кокардах — металлических или матерчатых знаках, которые армейские люди носили на головных уборах. Кокарда воспринимается как подлинная национальная эмблема с цветовой раскраской из государственных или национальных цветов.

Русская кокарда была такова: чёрный центр окружён оранжевой полоской, за которой следует чёрная полоска, затем опять оранжевая, и наконец шла белая наружная.
Французская кокарда была вначале белой, а затем стала сине-красно-белой республиканской.
Прусская кокарда в 19 веке была чёрно-белой, австрийская –чёрно-жёлтой, испанская –красной, английская чёрной, а нидерландская –оранжевой.
Цвет в армейском костюме постепенно унифицируется и переходит в определённые знаковые области. Подкладки и отделки различных цветов частично заменяются номерами полков на пуговицах и головных уборах.
В армейском обиходе утверждаются три вида формы – боевая, казарменная и парадная. Однако сама военная форма становилась всё более невзрачной и практичной, только офицерский мундир сохранял декоративные цветные элементы.
Появление камуфляжа

Сама военная форма продолжала усложняться. Появились специальные виды, предназначенные для определённых условий военных действий. В середине 19 века стал появляться какой-никакой камуфляж. Пионером маскировочного цвета стал хаки. В переводе с языков хинди и форси, хаки означает «пыльный». Таким образом название цвета хаки обозначает палитру пыльно-землистых оттенков то грязно-жёлтого до зеленовато-коричневого – это оптимальный защитный цвет.
Впервые военное обмундирование цвета хаки применили британские войска во время абессинской кампании 1867-1868 годов, но официально форму хаки внедрили куда позже – в первую Мировую войну. Тогда из ткани цвета хаки стали шить форму, а также изготавливать широкополые шляпы.
К этому времени самой удобной оказалась форма армии Англии, активно внедрявшей защитные цвета. Многие армии последовали английскому примеру, но только не гордые французы. Надменные галлы не изменили свою цветастую форму даже после поражения во франко-прусской войне 1870-х годов. Они, как и прежде, предпочитали стиль практичности.
В начале первой Мировой войны французы, в отличие от немцев и даже своих союзников по Антанте не носили форму защитных тонов, неброские головные уборы и непромокаемые сапоги, пока жёсткая реальность мировой бойни не вынудила их пойти на эстетические уступки. По итогам первой Мировой, все страны мира стали ориентироваться на практичность, удобство и дешевизну военной моды. Особое внимание разработчики военной моды разработчики двадцатого века уделили камуфляжу. Во время первой Мировой камуфляж использовали только для того, чтобы скрыть орудия и средства передвижения. Только в 30-е годы войска СС начали экспериментировать с камуфляжной окраской, используя рисунки веток и дубовых листьев.
Когда впоследствии военной наукой была доказана эффективность камуфляжа для уменьшения военных потерь, в различных армиях мира стали пробовать и другие рисунки – тигровую шкуру, пальмовые листья, песок и так далее. Выбор камуфляжа, естественно, зависел от места боевых действий. Во время вьетнамской войны и армия США, и армия Вьетнама экспериментировали со своим дизайном камуфляжа.
В войсках НАТО придумали новые типы защитной раскраски –городской камуфляж и камуфляж для пустыни. Эти дизайнерские находки были усовершенствованы после войны в Заливе в 1991 году и американской агрессии в Косово в 1999. Всего на конец двадцатого века в мире существовало более 350 видов защитной формы. Современная армейская мода определяется исключительно требованиями практичности и безопасности. Безвозвратно ушёл в прошлое блистательный боевой мундир былых эпох. Правда, традиционный блеск военной формы всё ещё сохраняет парадный мундир, предназначенный для особо торжественных случаев.