Бригелла

Один из главных персонажей Дзанни – Бригелла. Своё имя он получил от итальянского слова «briga» — неприятность. Бригелла носит маску тёмного цвета с чёрными усами и чёрной, торчащей во все стороны бородой. Его голову покрывает белый колпак, похожий на поварской, а носит он белую полотняную крестьянскую одежду с зелёным или жёлтым позументом, кинжал и кожаный кошель.
В сюжете комедии дель арте Бригелла служил главной пружиной интриги. Он лукав и прагматичен, а для достижения своей заветной цели не остановится ни перед чем.
Маска Арлекин

Другой дзанни – Арлекин. Пожалуй, он является самым популярным персонажем комедии дель арте. Сначала Арлекин был дзанни-простаком, а потом переквалифицировался в дзанни-пройдоху. При этом Арлекин –вертлявый и пластичный персонаж –акробат. Он постоянно куролесит, а его костюм покрыт яркими заплатками. Лицо скрывает чёрная маска, а на голове – плотно прилегающая шапочка-колпак. Первоначально Арлекин не был столь безобиден, простоват и даже трусоват. Полагают, что Арлекин произошёл от Эрлекене, или Аллекино – бесёнка. Героя французских средневековых легенд. Его пёстрый наряд из заплаток – не просто одежонка бедного простака. В средневековой культуре полосатые и пёстрые одежды служили признаком демонической природы своего владельца. Понятно, что между незадачливым, туповатым слугой и дьяволом –дистанция огромного размера, но кое-что от своего инфернального предка карнавальный Арлекин всё же сохранил. Это шишка на лбу –по-видимому, остаток рога.
Маска Панталоне

Кроме персонажей дзанни в венецианской комедии дель арте существовали персонажи –старики и персонажи-псевдоинтеллектуалы. Во-первых, это Панталоне, он же Манифико, то есть великолепный. Конечно же, в переносном смысле. Панталоне – старик-купец –богатый, похотливый и клинически скупой. Он постоянно молодится, потому носит очень узкие красные штаны-панталоны и короткий жилет им в тон. При этом он завзятый домосед и обут в жёлтые домашние туфли.
Его маска имеет красный или землисто-коричневый цвет. Она закрывает половину лица. У маски-личины Панталоне длинный орлиный нос, седые усы и острая бородка. Всё это должно производить особый комический эффект, когда он разговаривает.
Доктор

Он не врач, он юрист Болонской школы. Соответственно, и говорит он на жестковатом для венецианского уха болонском диалекте. Облачён доктор в длинную чёрную мантию и вообще во всё чёрное –куртку, короткие панталоны, туфли с чёрными бантами. На голове у него шапочка, тоже чёрная. Белыми в его костюме могут быть только кружевные манжеты, широкий воротник и носовой платок. Маска доктора –чёрного цвета с огромным носом. Она, как правило, закрывает всё лицо, но порой – только лоб и нос. В этом случае щёки доктора густо нарумяниваются. Он столь же похотлив, как и его дружок Панталоне.
Доктор –едка пародия на тщеславного, но невежественного законника. В его голове творится что-то невероятное. Он таки сыплет непонятными латинскими терминами и цитатами. Первая фраза в его исполнении логически связана со второй. Вторая с третьей, но вот третья с первой уже никак не увязываются. Например: «Флоренция столица Тосканы. В Тоскане родилась красная речь. Королём Красноречия был Цицерон. Цицерон был сенатором в Риме. В Риме было 12 цезарей. 12 бывает месяцев в году!»
Баута
В Венеции жили, и до сих пор живут просто карнавальные маски. Самая главная из них –Баута. Своим происхождение Баута восходит к выражению «бау-бау», что в переводе с итальянского означает что-то вроде гав-гав. Так пугают детей. Поэтому Баута –это пугало, маска для педагогического или шутливого устрашения детей. Венецианский наряд Баута состоял из белой венецианской маски с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз, а также из широкого чёрного плаща с чёрной кружевной перелиной табарро. К маске был прикреплён кусок чёрного шёлка, совершенно закрывавший нижнюю часть лица, шею и затылок, и придававший всему облику жутковатый и таинственный характер. На голову надевалась треугольная чёрная шляпа.
С костюмом баута носили белые шёлковые чулки и чёрные туфли с пряжками.
Женские маски

Венецианская маска Дама изображает знатную красавицу эпохи Возрождения во вкусе Тициана. Эта маска весьма элегантна и изысканна, у неё есть несколько разновидностей – Либерти, Валери, Фантазия, Саломея и другие. Ещё одна женская маска – Моретта, то есть Смуглянка. Эта овальная полумаска из чёрного бархата была изначально изобретена во Франции, но затем быстро прижилась в Венеции. В народе её называли «Отрада мужей», так как на месте рта у маски был небольшой шпенёк, к которому и была приделана вся маска. Чтобы маска не упала, его нужно было держать зубами. Это делало маску загадочной. А главное –молчаливой.
Маска кота

Маской Кота –Гатто, венецианский карнавал обязан одной легенде. По преданию, однажды в Венецию приехал некий бедный китаец со своим старым котом. Странно, но тогда кошек в городе на воде совсем не было, зато мышей было много. Изголодавшееся в дороге животное за считанные дни освободило островной город от грызунов. Венецианский дож настолько расчувствовался, что щедро одарил заезжего китайца и отправил его с большим почётом домой, а кот остался жить в Венеции и патрулировать улицы города на предмет наличия надоедливых грызунов.
Через некоторое время другой бедный китаец решил, что если наивные венецианцы даже за кота готовы выложить столько денег, то за шёлк и прочие отменные товары из Поднебесной он получит ещё больше.
Накупив товаров, китаец отправился в Венецию.
Увидев всё это великолепие, дож сразу же отдал за все товары китайца самую большую драгоценность –кота.
Вольто

Вольто, то есть лицо – наиболее нейтральная изо всех венецианских масок. Она копирует классическую форму человеческого лица. Однако эта маска также называется «ларва», и вот тут начинаются интересные игры со смыслом. Ларва – это с одной стороны биологическая личинка, особая фаза жизненного цикла ряда животных и насекомых, а с другой стороны ларва – это призрак, привидение.
У римлян ларвы были духами злых людей, не находивших покоя в загробной жизни и блуждавших по нашему миру. В славянской же мифологии лярвы – также злобные духи, правда, имеющие женский пол. Они были способны вселяться в женщин, и тогда они становились гулящими распутными девками. И в этом случае мы вновь сталкиваемся со странной цепочкой смыслов –лицо, личина, маска, призрак. В 18 веке мода на венецианские маски захлестнула всю Европу. Ношение маски стало обыденным делом при разного рода увеселениях.