табак,история табака,история табака на Руси,история табака в России,пили табак

История табака в России

В Россию табак привезли англичане. Причём, случилось это ещё до того, как корсар Френсис Дрейк осчастливил табачком собственное отечество.

24 августа 1553 года в Белом море разыгралась буря, и корабль британского капитана Ричарда Ченслера, который вёз табак, соль, вино и бумагу был вынужден пристать к российским берегам.

Вскоре заморское зелье — травка никоцианус, дошла до Москвы, а спустя всего сотню лет английский посланник в России граф Карлайл писал: «русские очень любят табак, и натягиваются им до обморока».

Первому из Романовых, Михаилу Фёдоровичу, табак пришёлся не по душе, и он начал гонения на любителей табака с интенсивностью, не уступавшему свирепым мерам его современника – турецкого султана Мурада 4. Как и в Османской Империи, на Руси любителей табака секли и наказывали.

Запретительные меры, пропаганда и любовь

Сын Михаила Фёдоровича Алексей Тишайший в Соборном Уложении 1649 года издал отдельный указ о корчмах. В этом указе была помещена и особая статья «О Зелье и табачище.»:

«А которые стрельцы гулящие и всякое люде с табаком будут в приводе двожды или трожды, этих людей пытать и неодинокого бити кнутом на козле. А за многое приводы у таковых людей пороти, ноздри и носы резати, а после пыток и наказания ссылать в дальние городы, чтоб на то смотря иным неповадно было делать».

табак,история табака,история табака на Руси,история табака в России,пили табак

Примечательно, что и Михаил Фёдорович, и его сын набросились на табак не столько как на вредное зелье, но как на разорительное времяпровождение. Табак был дорогим, и многие «пьют табак вместо вина, и пропиваются пуще вина. От сего многие обнищали, и одолжили».
Табак полюбили многие, но он однозначно считался порочным, его употребление –распущенностью. Известны и народные литературные произведения допетровской эпохи, изобличавшие сей грех. По всей видимости, и царские указы против табака, и антитабачная литература появились на Руси благодаря преданиям, занесённым греческими монахами. По их мнению, табак есть адское зелье, и кто его употребляет, тот знается с нечистой силой. Так неизвестный автор семнадцатого столетия написал повесть о происхождении табака. Эта краткая повесть о «хранительном былии, мерзостном зелии, еже есть табаце» особенно полюбилась старообрядцам. Происхождение табака, согласно этой повести выглядело так:

«Вавилонская любодеица, принесшая в мир чашу полну мерзости и скверны, соблазнила людей мерзким зелием – табачной травой. Сатана. Связанный Христом после воскресения, умыслил на Земли плевел посадить. Эти табачные плевелы, из труба смрадного блудницы, суть ни что иное, как козни сатаны».

Старообрядческие комментаторы обильно снабдили эту повесть нравоучительными речами и апокалиптическими предсказаниями. Но грех, тем более такой авантажный, завораживает.

Употребление табака на Руси считалось удалью и лихачеством. Молодцы 17 столетия курили крепчайший табак из бычьих рогов, доводя себя до беспамятства, а делали они это чаще всего в корчмах. Но первоначально самым популярным на Московской Руси способом потребления табака было его питьё. Говорят, что ещё при Иване Грозном продавали настойки табака с очень сильным опьяняющим эффектом.

В Московию табак доставляли из Малороссии, либо из-за границы через Архангельск, Литву, Астрахань или Сибирь. В Малороссийске табачок был дешевле, поскольку там же и произрастал, но особым качеством не отличался.

Послабление перед разрешением

После свирепых антитабачных кампаний своего отца, царь Фёдор Алексеевич был относительно лоялен к табаку. Никоцианус курили при его дворе, но за пределы дворца не распространяли. Брат царя Фёдора, как известно, станет главным пропагандистом табачного зелья на Руси. Однако первоначально он им не особо проникся, и продолжил привычную антитабачную линию своих предшественников. По его указу от 1696 года служивым людям за курение в острогах полагался кнут, а на продавцов и гражданских курильщиков налагался штраф -25 рублей с купца и по рублю с питуха (то есть выпивающего), за второй привод – 50 рублей с купца, продавшего зелье, и битьё питуху, а за третий – сто рублей или ссылка.

Табачная пропаганда и Пётр 1

Мнение о табаке изменилось у Петра после первых заграничных впечатлений и встреч с курящими европейцами. Началось с того, что Пётр 1 стал рассматривать табак как товар. Его указом от 1697 года было «разрешено торговать табаком Мартыну Богданову с ларёчными, а иноземцам –не торговать, чтобы тем сбором денежной казне недобору не учинили».

Сразу начались переговоры о более масштабной торговле, а в Англии царя познакомили с табаком поближе, «подсадил» же его на эту траву шотландец на русской службе инженер Патрик Гордон. Царь решил, что для завершения образа русского европейца надо не только брить бороды и иначе одеваться, но и курить. С настойчивостью фанатика-преобразователя он пичкал табаком всех окружающих, при этом ещё и одаривая собственноручно выточенными табакерками.

Распространение

С начала 18 века табак в России стал стремительно распространяться. Однако простой люд ещё не курил его ни дома, ни в гостях, и вообще табак в России был уделом людей гулящих.

С середины 18 века табак пошёл в массы. В Петербурге курить начала и элита, и мастеровые, и военные –все, кроме женщин. В 1763 году вышло дозволение торговать табаком из Китая и бразильским табаком. Русского табака на всех желающих не хватало. После Андрианопольского Мирного Договора 1829 года между Россией и Оттоманской империей в нашу страну стали завозить турецкий табак. Он очень высоко ценился и пользовался неизменным спросом до начала двадцатого века. Преимущественно его нюхали, но в эпоху Александра 1 трубка и сигары начинают вытеснять нюхательную табакерку из быта.

Продолжение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *