В Повести временных лет мы встречаем первое упоминание о ложке в 996 году. Древний летописец говорит, что дружинники князя Владимира в подпитии начинали роптать на своего господина, а упрёк их сводился к следующему:
«Горе головам нашим. Дал нам есть деревянными ложками, а не серебряными». Услышав же это, повелел исковать серебряные ложки, сказав так: «серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду и серебро, и золото».
Так, буквально с самых истоков истории нашей страны, серебряная ложка становится символом особой чести, благополучия и достатка. Однако не только простой народ, но и многие бояре, купцы и посадские обходились в своём быту деревянными ложками. В былые времена на Руси, если миска в быту могла быть одна на всех, то ложка у каждого была своя.
Всё своё ношу с собой
Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах или за поясом, поэтому в народе ходило множество присказок и поговорок вроде того, что запасливый гость без ложки не ходит.
Как правило, каждый крестьянин с малолетства учился вырезать себе собственный столовый прибор. На Руси существовало множество вариантов деревянных ложек – от грубых бурлацких, до тонких и резных остроконечных.
Названия ложек

Некоторые старинные названия ложек можно пояснить. Ложка бозкая – это деревянная ложка продолговатой формы с тупым носом и резным черенком, украшенным росписью. Ложка бурлацкая – деревянная, большая, грубой работы, без росписи. Ложка корневая – изготовлена из корня дерева. Полубозкая – это ложка более округлой формы, чем бозкая, но с простой ручкой и не имеющая росписи. В 19 веке в России складывается особый кустарный промысел –ложкарное ремесло. Промысел этот был весьма доходным, и развивался очень быстро. По этому поводу энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона сообщает:
«Ложки выделываются у нас приблизительно в количестве 150 000 000 штук, преимущественно в губерниях: Нижегородской, где в Семёновском уезде ложкарный промысел –единственный источник пропитания, и отчасти Костромской и Вятской. Две трети ложкарей занимаются своим промыслом от Покрова до Пасхи. Это 150 дней, не покидая земледелия. Материалом для ложек служат осина, берёза, отчасти ольха и рябина, и изредка лишь клён и пальма, а в западных губерниях и на Кавказе -груши».
У ложкарей была своя специализация. Одни вырезали, другие расписывали, а вот подмастерья в это время били баклуши, то есть обтёсывали отрубки. Один конец этих чурбанчиков делался округлённым и продолговатым, а другой просто срезался. Работа эта считалась пустячной, отсюда и пошло крылатое выражение «бить баклуши».
Музыкальные ложки
Ложка на Руси –это не только хлебалка для поедания похлёбки. Как и большинство предметов традиционного быта, ложка –вещь многофункциональная, а её ударные качества оценили очень рано. В бытовой ситуации ложка могла стать предметом воспитания для тех, кто пытался раньше батьки опустить свою ложку в миску с едой. Но особенно звонко ударные качества ложки слышны в народной музыке. Звук создаётся путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Как правило, один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Самые звонкие ложки делались из клёна. У таких приборов яркий звук и отменная прочность.

В церковном обиходе существует свой вид ложки, именуемый по-старославянски лжица. Этим предметом священник преподаёт верующим из чаши святые дары. Ложка для причастия появилась в Византии в седьмом веке, только называлась она не ложкой, а клещами, поскольку символизировала те самые клещи, которыми серафим взял раскалённый уголь, и коснулся уст пророка Исайи.
С бытовой ложкой связан целый пласт народных традиций. Существовали особые правила её использования. Перед едой ложки обычно клали выемкой кверху, что означало приглашением к еде. После трапезы ложки переворачивали. Во время поминальной трапезы ложку за каждым приёмом пищи нужно было класть на стол, чтобы ею ели деды, то есть предки. Класть ложку нужно было непременно выемкой вверх, иначе покойники перевернутся в могилах лицами вниз. Ложка, оставленная на столе на поминках, символизировала одного умершего члена семьи, а много ложек –всех умерших родственников, или семью в целом. После поминок все ложки собирались в кучу и собирались до утра на столе, чтобы на том свете все могли быть вместе.
Столовые приметы
Ложка в народной русской культуре ассоциировалась обычно с женским началом. По известной примете –если упадёт ложка или вилка, то придёт женщина, а если нож –то мужчина. Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. К примеру, нельзя было ставит ложку так. Чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку. Так как по ложке. Как по мосту, может пробраться нечисть. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого лукавые радуются, и слетаются на обед злыдни. Нельзя класть на сто лишнюю ложку, иначе сядет за стол нечистая сила, а вот такое выражение как «он родился с серебряной ложкой во рту», заставляет нас вспомнить о другом почтенном обычае: в пятнадцатом веке в Европе появились так называемые апостольские ложки. Их черенки венчали фигурки апостолов или других христианских святых. Апостолов, как известно, было двенадцать. Соответственно, ложек было столько же. Их было принято дарить на крестины и на Рождество. Но только один прибор изо всех делался серебряным.