Четыре тысячи лет назад плато Гиза представляло собой безрадостное зрелище. Честолюбивый фараон по имени Хеопс возводит здесь великую пирамиду. С него берут пример его сын и внук, выстроившие ещё две пирамиды. Задуманные как гигантские гробницы, обеспечивавшие безопасный переход в другой мир, пирамиды и окружающие их святилища превращают пространство плато в обширный город мёртвых.

Хеопс и его сыновья положили начало золотому веку Египта, известному как Древнее Царство. Но если истоки классической пирамиды можно найти в древних постройках, таких как Ступенчатая пирамида в Саккаре, то Большой Сфинкс окружён безмолвием; его размеры и конфигурация не имели прецедентов. И в то время, как надписи пирамид говорят о их создателях, подсказок о происхождении Сфинкса – не существует. Что это за лежащий зверь с человеческим лицом? Как египтяне построили это чудо древности? Чей лик глядит на нас сквозь тысячелетия?
Исследователи до сих бьются над этими давними загадками. Исследуют геологию и археологию, искусство, надписи, физику, силясь понять его загадку…
За всю историю Египта были изготовлены тысячи Сфинксов. Но Большой Сфинкс – самый известный и самый первый. Он – своего рода эксперимент. В своё время он был чем-то новым и необычным.
Итак, откуда же возникла мысль соединить человеческую голову и тело льва? За ответом на этот вопрос нужно двинуться далеко от пирамиды Хеопса, за пятьсот километров на юг, туда, где пирамид не видно — в Абидос. Здесь под песками пустыни, в комплексе из кирпича-сырца погребены основатели Египта.
Гробница состоит из трёх больших камер. В ней расположены три ряда второстепенных погребений. Главная камера в древности была разграблена, останки правителя зачем-то украдены, но древние надписи раскрыли имя фараона – Минеса, основоположника первой династии. Как фараон, Минес обладал неограниченной властью. Раскопки в Абидосе обнаружили следы человеческих жертвоприношений. Скелеты тридцати пяти взрослых здоровых людей возрастом меньше 25 лет составляют часть массового захоронения.
Даже в то отдалённое время это не был предел человеческого возраста, значит можно заключить, что их убили, чтобы отправить их в другой мир вслед за своим правителем, для службы ему.
Фараон вместе со своим богатством погребён там же.
В одной из гробниц костей больше, но они не принадлежат человеку –они принадлежат львам. Несколько из них похоронены вместе с молодыми людьми. Это свидетельствует о том, что кошачьих принесли в жертву.
Правитель отождествлял себя со львом в знак выражения своей власти. Раскопки открывают тот факт, что фараоны обладали достаточной властью для ритуального убийства множества людей. Львы дают первый ключ к символике Сфинкса – лев символизирует царскую власть.
Однако Сфинкс – не просто лев, отчасти он человек.
Древние египтяне изображали своих богов как полузверей-полулюдей. Но обычно боги имели звериные головы и человеческие туловища. Со Сфинксом дело обстоит как раз наоборот. Если поставить человеческую голову на львиное туловище, получится, что это существо обладает всей силой и мощью льва, а голова символизирует разум и управление. Итак, это образ управляемой силы.
Сфинкс носит повязку, называемую немез. Только фараоны носили её как головной убор. Получается, что Сфинкс – это и бог, и фараон. Он стал символом власти фараона –самой мощной и самой лучшей. В течение последующих пятисот лет становились всё больше и массивнее – от подземных камер к надземным сооружениям, а потом от ступенчатых пирамид к великим пирамидам в Гизе. Но если формы и размеры царских гробниц эволюционировали последовательно, то Сфинкс не имел предшественников. Впервые за свою историю египтяне изваяли статую столь гигантских размеров.
Так как же был создан Сфинкс? Если смотреть на его лапы, можно подумать, что он был построен из тысяч блоков. Был ли он сложен из каменных плит, как пирамиды? Если посмотреть более пристально, то окажется, что верх Сфинкса и его голова вырублены из цельного куска скалы.
Продолжение →