Невзирая на свою непоколебимость перед временем, Сфинкс пережил настоящее забвение. Со временем царство Хеопса начинает рушиться, а плато Гизы становится заброшенным кладбищем. О Сфинксе и пирамиде не заботятся. Проходит около тысячи лет, и власть фараонов снова возрастает в период, именуемый Новым Царством. Происходит это примерно в период около полутора тысяч лет до нашей эры. Но за столетия ветер и влага сильно пошатнули великолепие колосса, а пески пустыни засыпали его вплоть до шеи. Дальнейшее записано на огромной пятнадцатитонной гранитной стелле, помещённой между его лап.
Надпись рассказывает о герое, спасшем Сфинкса –юный принц счищает песок, и Сфинкс награждает его царским престолом. Его имя –Тутмос 4. Помимо своего имени юный фараон оставляет на стелле иероглифы с именем бога Гора – одного из старейших богов Египта. Чуть ниже стоит иероглиф акхет – символ горизонта с двумя горами по сторонам и солнечным диском посередине. Если сокол и акхет соединены, то они образуют имя Горакхи – египетского божества, охраняющего вход в загробный мир. Это сущность Сфинкса во времена нового царства. Для древних египтян горизонт был входом в загробный мир. Они верили, что могут, как и солнце на горизонте, воскреснуть. Как страж загробного мира, Сфинкс был здесь ключевым персонажем. Счистив песок, Тутмос не просто спас Сфинкса, он спас само божество, и даже более того.
Внимательное исследование лица Сфинкса обнаруживает следы голубой краски, ещё сохранившейся возле уха. Это показывает, что Тутмос придал Сфинксу монументальный облик Нового Царства. Мы привыкли видеть Сфинкса как бежевый монумент посреди пустыни. Но в зените своей славы, возрождённый при Новом Царстве, он был ярко выкрашен.
Тутмос 4 распоряжается построить рядом со Сфинксом две огромные стены из кирпича, чтобы защитить пустынное чудо от песка. Стены поднимаются вверх на 9 метров.
В таком виде большой Сфинкс и охранял вход в загробный мир. Статуя его спасителя, Тутмоса, возвышалась над царским святилищем между его лапами. Сфинкс был защищён и возрождён в ярких цветах.
Однако, Новое Царство существовало спустя тысячи лет после постройки Сфинкса. Для фараона Сфинкс и его строители уже были древней историей. А что же означал Сфинкс для первоначальных создателей –фараона Хеопса или его сына Хефрена?
Исследователи приходят к выводу, что у лап Сфинкса располагался храм солнца. Это мнение подкрепляется существованием двух внутренних святилищ на противоположных концах комплекса – восточном и западном, вероятно соответствуя восходу на востоке и закату на западе. Во время осеннего и весеннего равноденствия лучи солнца светят прямо между западным и восточным святилищами. Когда солнце продолжает своё движение по небосводу, оно проходит над плечом Сфинкса и вдоль великих пирамид. При закате в эти особые дни года, солнце соединяет храм Сфинкса с пирамидой Хефрена. А поскольку храм и Сфинкс – часть единого ансамбля, они должны были быть созданы одним и тем же фараоном.
Солнце играло главную роль в религии древних египтян. Древнеегипетское искусство изображает бога, поддерживающего солнечный диск во время его путешествия за горизонтом в загробный мир вот так:

Это один из древнейших богов Египта Аккер. Если учесть это свидетельство, первоначальное
Если учесть это свидетельство, первоначальное значение и сущность становятся ясны – для его создателей во времена Древнего Царства, Сфинкс, будучи львом, символизировал царя. Как и Аккер, Сфинкс также был богом — хранителем горизонта и входа в загробный мир. Траектория солнца при равноденствии показывает, что Сфинкс, храм Сфинкса и пирамида Хефрена тесно связаны. Их единственным назначением было обеспечение безопасного перехода фараона в загробный мир. Именно лицо Хефрена украшает Сфинкса, что защищало умершего правителя в его пути мимо пирамиды вдоль движения солнца за горизонт.
Зверь, человек и бог –вырубленный из самой земли и захватывающий воображение людей всех времён, большой Сфинкс и впрямь достиг мечты своих создателей – вечной жизни.