Слово «башмак» заимствовано из тюркских языков, где оно известно примерно с 11 века. Первоначально оно обозначало ступню. В русском языке в качестве названия обуви оно известно с 17 столетия. Однако та обувь, которую мы называем «башмак», ведёт своё происхождение от древних германских народов. Они носили башмаки, в чём-то похожие на лапти. Первоначально их подошва изготавливалась из коры или лыка, и имела загнутые края, которые прихватывались кожаными краями и закреплялись на ступне. Но такая обувь была недолговечной и быстро изнашивалась, поэтому позднее подошву стали делать из деревянного бруска. Постепенно и весь башмак стали вытачивать из дерева. Во Франции деревянные башмаки называли сабо. Таким башмаком можно было заблокировать работу ткацкого станка, что небезуспешно делалось голландскими профсоюзниками в 19-начале 20-го века. От брошенного в механизм станка сабо и происходит известное всем нам слово «саботаж». В Нидерландах сабо называли кломпаны. Обычно их делали из древесины тополя или бука. Голландские мастера выпускали кломпаны разных расцветок. Неокрашенная обувь использовалась у простонародья в качестве рабочей и стоила дёшево. А вот расписные варианты надевали по праздникам и в выходные дни. В белых кломпанах ходили в церковь. Те, кто позажиточнее, могли себе позволить резные кломпаны.

Во Франции, Англии, Дании, Швеции сабо также являлись частью традиционного костюма, а вот для голландцев кломпаны остаются национальным символом и по сей день.
Элита того времени носила туфли с длинными загнутыми вверх носами. Впервые такие туфли, по форме напоминавшие нос корабля, были сшиты для английского короля Генриха Плантагенета в середине 12 века. Причина, породившая такой экстравагантный фасон, была весьма прозаической –нужно было скрыть огромные мозольные шишки на ногах монарха. В дальнейшем мода на остроносую обувь не только прижилась в обществе, но и со всей пышностью расцвела при европейских дворах. Благородные кавалеры соревновались, у кого туфли будут длиннее, и кто ярче их украсит. Нос туфель украшался серебряными наконечниками, золотыми бляхами, гербами, а порой на носок вешали маленькие золотые бубенчики. Жёсткость уродливому носку обуви придавали при помощи рыбьей кости, или же подвязывали носок цепочкой к колену, чтобы не спотыкаться о собственные туфли. Кстати, отсюда и пошло выражение «жить на широкую ногу», а по-французски «на большую ногу».
Вскоре мода на длинные носки стала настолько необузданной, что навлекла на себя гнев церкви! Однако церковников послушали мало. Наконец светские власти решили приручить её в соответствии с иерархическими принципами того времени. В начале 14 века французский король Филипп 4 постановил: Принцы королевской крови могут носить обувь с носочной частью любой длины, да ещё и загибать её вверх. Длина дворянскому башмаку была положена не более двух футов, башмаков горожан в один фут. И тогда, к середине 14 века, мода на длинные башмаки, пошла на спад.
Следующее, пятнадцатое столетие, принесло европейским модникам заметное облегчение. Туфли стали шире и короче, а для пущего изящества к ним прибивали деревянные каблуки. В эпоху Возрождения в Европе в моду постепенно входила тупоносая обувь. Её изготавливали из кожи, шёлка, бархата. В 20-х годах 16 века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах. И поэтому крепились завязками на подъёме. В конце 17-го столетия появились обтягивающие ногу трикотажные чулки, с которыми полагалось носить башмаки, уже чем-то напоминающие современные мужские туфли. В ту эпоху обувь, как правило, застёгивалась на пряжки, а шнурки с металлическими наконечниками появились только в конце 18 века в Англии.
Людовик 14 был весьма небольшого роста, однако «положение обязывало», а посему он ввёл моду на высокие каблуки. Вскоре эта мода стала повальной. К концу 17 века каблуки стали столь высокими, что дамы могли ходить на них лишь опираясь на трость. Теперь уже не длинные и заострённые носки, а высокие каблуки стали привилегией знати и членов королевских семей. Тогда же появился и знаменитый «талон руж» — красный каблук, отличавший дворянина от остальных людей. На балах в ту пору даже мужчины были обязаны появляться в туфлях, к которым были приторочены огромные банты. Таких бантов могло быть даже по два. Кроме каблуков Людовик 14, страстный поклонник верховой езды, ввёл в моду сапоги, голенища которых отныне стали довольно широкими, а отвороты стали довольно широкими.

Парижская аристократия предпочитала ботфорты – высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых оканчивались широкими раструбами.
Вообще же сапоги пришли в европейский быт от кочевых народов. Подобная обувь предохраняла ногу от трения об спину лошади. Азиаты предпочитали мягкие высокие сапоги без каблуков, в которые они заправляли штаны. В древности сапоги эти делали из войлока. В начале нашей эры широкое распространение получили высокие кожаные сапоги ичиги – это сапоги без каблуков с мягким носком и плотным задником. Внутрь ичигов надевали тонкие войлочные вставки с орнаментальной аппликацей поверху. Эти мягкие сапоги носились как мужчинами, так и женщинами. Обязательным элементом народного костюма ичиги можно встретить у казахов, киргизов, татар.
Каблук –непременный атрибут современной обуви, также вошёл в привычный обиход из верховой езды. Благодаря каблуку, нога всадника не выскальзывала из стремени. Отдельные рисунки обуви с каблуком мы можем встретить и на древнеегипетских изображениях, однако широко использовать каблук стали всё-таки в европейском средневековье.
В русском языке слово «каблук», вероятно, заимствовано из тюркского, которое, в свою очередь, вероятно, происходит из арабского «каб», то есть, пятка. Впервые оно отмечено в русских источниках в 1509 году.
Европейские ботфорты для верховой езды первоначально не гнулись ни в коленях, ни в щиколотках. Поэтому ходить в них было почти невозможно. Из Европы вместе с эмигрантами эти кавалерийские сапоги попали в США. Там, особенно на юге и на западе, были особо популярны сапоги с высоким голенищем, заострёнными носами и высокими наборными каблуками. После победы лорда Веллингтона в 1815 году в битве при Ватерлоо, в моду вошли сапоги Веллингтон. Их основным отличием явились низкие каблуки и голенища до колен. Именно эти сапоги послужили прообразом ковбойских сапог.
К 70-м годам 19-го века веллингтоны стали сугубо американской обувью, которая почти не встречалась в Европе, где предпочитали ботфорты.
Продолжение