Прежде всего, в 19 веке стали популярны куклы, изготовленные из воска. Главными производителями игрушек в то время были Германия, Швейцария и Франция, а вот Англия специализировалась именно на восковых изделиях. В силу того, что воск способен доподлинно передавать особенности человеческой кожи куда лучше, чем дерево или папье-маше, восковые куклы поражали своими чудесными реалистичными головками.
Французские куклы славились своей красотой и изысканными нарядами, однако в сравнении с французскими недотрогами, английские куклы этих лет стали прежде всего предназначенными для детских игр. У них был целый ряд предшественников – в средние века из воска делали фигурки святых, а в середине 17-го века во Франции изобрели восковую куклу, прозванную Пандоррой. Эта Пандорра служила своеобразным модным каталогом – к ней прилагался целый гардероб – сундучки с парфюмерией и различные аксессуары.
К концу 18-го столетия в Европе приобретает известность музей восковых фигур мадам Тюссо, где были выставлены фигуры многих знаменитостей. С 1702 года музей переехал в Англию, и там, в 20-е годы, получили широкое распространение восковые куклы. Вскоре они стали популярны и во Франции, и в Германии.
Ранние куклы не отличались особым изяществом – зрачков у них не было, ладони имели, как правило, только три пальца, они не носили париков. Каждый волосок вживлялся непосредственно в воск с помощью горячей иглы. Основой для таких кукол служило папье-маше или другой материал. Затем лепили кукольную головку из глины, и по ней уже делали форму, которую заливали воском. Слой воска для головы был очень тонок, не более трёх миллиметров.
В начале сороковых годов в моду вошли восковые куклы с высокой причёской. Из-за сходства их голов с тыквой их прозвали «тыквенные головы».
Одним из самых знаменитых мастеров восковых кукол был живший в Лондоне итальянец Доменико Пьеротти. Его куклы имели лёгкий поворот головы и настоящие светлые волосы. Дело отца продолжили сыновья, один из которых, Чарльз Пьеротти, известен тем, что в 1901 году изготовил фигуру короля Эдуарда 7-го.
В 1851 году на Всемирной выставке в Лондонском Хрустальном Дворце были представлены необычные куклы из литого воска работы Августо Монтанари. Необычность этих работ состояла в том, что каждая имела свой индивидуальный характер. Такие характерные куклы были новинкой, кроме того, мадам Монтанари представила небольших потретных кукол, представлявших августейшее семейство – королеву Викторию и её детей. Куклы, выпускавшиеся мастерской Монтанари, стали очень популярны в Англии, а после успешного показа на парижской выставке 1855 года, они завоевали и Европу. Эти изделия отличали мягкие цвета воска, настоящие волосы и фиолетовые глаза. Благодаря мадам Монтанари, восковые куклы окончательно стали игровыми. В середине 19-го века их охотно покупали для своих детей состоятельные родители.
Описание таких кукол сохранилось в автобиографическом романе «Проделки Софии» основоположницы французской детской литературы графини Де Сигюр, кстати, урождённой Софьи Фёдоровны Ростопчиной. Вот папа присылает маленькой Софии из Парижа восковую куклу.
«У неё были ямочки на румяных щёчках, сверкающие голубые глаза, пухленькие шея и грудь, очаровательные маленькие ручки. Одета она была очень просто: перкалевое платье, украшенное фестонами, голубой поясок, хлопчатобумажные чулки, лакированные чёрные башмаки».
Но дальше случается непредвиденное. София оставила дорогой подарок на подоконнике, и солнце растопило её лицо.

«Кукла ослепла. Но тут на помощь пришла мама, и совершила настоящую пластическую операцию. Она разрезала ножницами нитки, которыми голова куклы крепилась к туловищу, и глаза, находившиеся в голове, упали на её колени. Мама взяла их пинцетом, поставила их на место, и залила туда расплавленный воск, который принесла в маленькой кастрюльке. Дав воску застыть, она убедилась, что глаза хорошо закреплены, и пришила голову обратно к туловищу».
Но на этом дело не кончилось. Парижскую куклу ожидали ещё многие опасные приключения. Часто связанные с членовредительством:
«…пока, наконец, Софии не пришло в голову научить куклу лазить по деревьям. Но та сорвалась с ветки, и, попав головой на камни, разбилась вдребезги. София больше не плакала. Она пригласила своих подруг на похороны куклы».
В середине 19-го века лондонский кукольный мастер Энтони Боццони утверждал, что он единственный, кто делает говорящие куклы. Но никаких свидетельств тому не сохранилось. В 1893 году англичанка Люси Пэк открыла свой кукольный магазин в Лондоне. Там впервые была представлена восковая кукла с закрывающимися глазами. А немецкие фабриканты добавили ещё одну реалистическую деталь у кукол появились зубы. Впрочем, натурализм восковых кукол не всеми встречался с восторгом. Многие считали, что чрезмерная реалистичность этих игрушек лишает детей необходимости включать собственное воображение.
Кукольный реализм продолжал совершенствоваться благодаря ещё одному материалу, который обладает удивительным сходством с человеческой кожей –фарфору. Керамические головки кукол, их ручки и ножки отливали в специальных формах, а затем пришивали к тряпичному телу. Долгое время даже волосы у кукол были фарфоровыми, пока не придумали съёмный парик из натуральных волос, которые укладывались в разные причёски.
Фарфоровых кукол стали производить уже в середине 19-го века. Сначала их покрывали глазурью, а затем в ход пошёл матовый, бисквитный фарфор. Туловище изготавливали из дерева или кожи, а фарфоровые головки покрывали моделированные волосы.
В 60-80-е годы во Франции появились так называемые «парижане»: куклы с бисквитной головой. Они обычно продавались в комплекте с целым ящиком приданого – для детей богатых родителей. В 1878 году французские мастера представили на рынке фарфоровую куклу Бебе в образе ребёнка с большими, широко открытыми глазами. Бебе была разряжена в дорогие одежды, а её туловище крутилось на шарнирах. Их автором был глава игрушечной фирмы Эмиль Жюмо, привлекший к их созданию известных скульпторов.
С самого начала Жюмо решил специализироваться на одном основном продукте – идеализированной кукле-ребёнке. В отличие от других производителей того времени, он старался избегать новых типов кукол, которые чаще всего отличались только нарядами, которые с большой помпой сменяли друг друга каждый сезон. Французский мастер описывал своих кукол как обладающих идеальной красотой, которая отличает их от всех остальных. А к концу 19-го века Европу наводнили куклы, сделанные в Германии. Вообще же период с 80-х годов 19-го столетия до 30-х годов следующего считается золотым веком немецких кукол.
К началу двадцатого века куклы из Германии занимали половину мирового рынка. А уже в десятые годы нового столетия – 80 %. И если немецкие куклы уступали французским в красоте и изысканности, явно выигрывали в цене. Особенной популярностью изделия немецких кукольников пользовались в России, США и Японии.
К началу двадцатого века кукла уже прочно освоилась со своей ролью детской игрушки. Далее её ожидали новые технические усовершенствования, новые материалы и, конечно же, новые типы, образы и моды.