Москва. Тут, в 1485 году, Иван 3 приступает к большому строительству. По совету своей жены Софьи он начинает возводить кирпичную стену вокруг Кремля. Строятся две параллельные стены из кирпича, внутрь которых забутовываются булыжник и цемент. К 1495году, через десять лет, кремлёвская стена обретает свои окончательные очертания. За это десятилетие общая протяжённость грандиозной кирпичной стены составляет 2235 и толщину до 6,5 метров.

На протяжении всей кремлёвской стены вырастают кирпичные башни – три круглые угловые (Водовзводная, Белекмишенская и Арсенальная), шесть проездных: Тайницкая, Константино-Еленинская Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, являющихся мощными оборонительными сооружениями, Кутафья башня, подъёмные мосты и бастионы. Расположенные в промежутках девять глухих башен не имели ворот, зато имели многоуровневые бойницы для фланкирующего и фронтального огня. С юга и северо-запада подступы к стенам Кремля прикрывали реки Москва и Неглинная, с востока (со стороны современной Красной площади) — ров шириной в 30 метров, и глубиной в10 м. Берег Москвы-реки и оба края рва в 1508-1516 гг. укрепили дополнительной стеной с зубцами. Всё это было выстроено из красного кирпича.
Лондон. Здесь, спустя двести лет, обратились к строительству из кирпича, чтобы преодолеть одну из величайших катастроф в его истории. 2 сентября 1666 года Лондон горел. За три дня
огненная стихия нанесла городу огромный ущерб. Сгорело 13000 домов, 87 церквей и огромное количество лавок. Город превратился в пепел. Когда жители Лондона стали убирать последствия пожара, они заметили новый для них факт: огонь остановился м прекратил своё распространение у городской кирпичной стены.
Главный городской архитектор того времени, открыв для себя свойство кирпича останавливать огонь (до этого, видимо, не знал), издал указ: каждое новое здание возводить из огнеупорных материалов. Таким образом Лондон начинает строиться из кирпича. Но город нужно было восстанавливать срочно, а строительство из кирпича занимает очень много времени. Обычные квадратные кирпичи только замедляют процесс. И тут лондонские строители делают для себя ещё одно открытие – прямоугольный кирпич.
Почти двести лет спустя Англия использует кирпич, чтобы справиться ещё с одной сложной задачей – строительством железных дорог. Британские инженеры, при проведении жд полотна, столкнулись с одной проблемой – рельсы необходимо класть на сравнительно ровную поверхность, а английские просторы состоят из холмов и долин. Необходимо было строить жд мосты и путепроводы. Из кирпича в Англии стали делать железнодорожные мосты. Лучшее, что им удалось создать из кирпича –путепровод в Диксвилле высотой почти в тридцать метров.
Около 9000 лет кирпич создавал наш мир. От простого кирпича-сырца до композитных суперзданий и современных технологий человеческая мысль продолжает совершенствовать кирпич и поддерживать это древнее изобретение на передовом крае современных строительных технологий.
Эволюция кирпича продолжается. Сегодня он отвечает на новые вызовы нашего мира. И помогает закладывать основы для нашего будущего.