хлеб,история хлеба,значение хлеба,символизм хлеба,хлеб в древнем риме

История хлеба

Для народов Европы, как, впрочем, и для всего остального человечества, хлеб оставался главным продуктом питания на протяжении многих веков.
Самый старый европейский хлеб, найденный в 1976 году в городе Тван в Швейцарии, относится к середине 4 тысячелетия до нашей эры. Древние жители свайных построек, расположенных на берегу этого озера, пекли плоские лепёшки на горячих камнях и покрывали их пеплом. Первоначально хлеб выпекался в каждом хозяйстве для своей надобности. В эпоху раннего средневековья при монастырях создавались свои мукомольни и пекарни. Пекарня Сан-Галленского монастыря была способна выпечь до тысячи булок хлеба за раз. С развитием городов и увеличением потребности в хлебе стали создаваться пекарные цеха. Гильдии хлебопёков разрабатывали жёсткие нормы контроля за качеством хлеба на всех этапах производства и правила эксплуатации хлебопекарных печей.

В 10 столетии в Европе существовали особые учреждения, которые владели хлебным делом и контролировали вес и доброкачественность хлебного товара, а когда в том же столетии стали появляться цеха, они приняли живейшее участие в хлебном производстве.
Цеха обладали монополией на продажу хлеба в городах, и никто не имел права продавать хлеб, выпеченный в другом городе. Без согласия цеха никто не имел права открывать новые булочные, но в то же время такие цеха подвергались большим ограничениям: например, каждый булочник обязан был печь определённое указанное ему количество, так, чтобы не было перепроизводства и в то же время недостатка для всех горожан.

Хлеб и зрелища


Со времён древнего Рима государственная власть всегда уделяла много внимания хлебной политике. Подкупая плебс раздачами денег и продуктов, а также цирковыми представлениями, политики захватывали и удерживали власть в Вечном Городе. Практика государственного субсидирования цен на продукты была введена хлебным законом народного трибуна Гая Семпрония Гракха ещё в 123т году до нашей эры.
Известно, что в 1-2 веках нашей эры около двухсот тысяч человек получали бесплатный хлеб, а ведало этими раздачами особое должностное лицо, контролирующее поставки пшеницы в Рим –префект анноны.

В европейской истории государственная политика также часто касалась стоимости хлеба. В 1266 году в Англии был принят закон, контролирующий цену на хлеб. Этот закон просуществовал 600 лет. Во Франции Наполеон Бонапарт учредил особый союз пекарей, который субсидировало правительство, а его племянник император Наполеон 3 ввёл особую должность – великий хлебодар. Это был чиновник, который устанавливал цены на хлеб во всех департаментах.
Также Наполеон издал особый указ, где перечислялись привилегии пекарей: никто не мог открыть булочную без согласия особого цеха мастеров хлебного дела.

Символизм хлеба

Издавна хлеб символизировал народное благополучие, ведь он служил основой питания человека. Нередко он рассматривается как источник жизненных сил и самой земной жизни, ведь забота о хлебе насущном составляет основное призвание и главную тяготу человека в его земном уделе. Неудивительно, что почти повсеместно в разных религиях и верованиях хлеб воспринимался как божественный дар и как предмет для жертвоприношения. В христианстве тема священного хлеба получила особое развитие, ведь на последнем, прощальном ужине со своими учениками Христос в ту ночь, в которую был предан, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил, и сказал:

«Примите. Едите. Сие есть тело Моё, за вас ломимое. Сие творите в моё воспоминание. Также и чашу после вечери и сказал: «сия чаша есть Новый Завет в моей крови. Сие творите, только когда будете пить в моё воспоминание, ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт»

Под видом хлеба и вина верующие получают в причастии частицы тела и крови Спасителя мира в память о его искупительной жертве.

Идею о том, что в евхаристическом хлебе и вине реально присутствует тело и кровь Христа разделяют католики и православные, а вот протестанты в лучшем случае видят в причастии символы того, что завещал своим ученикам Иисус на Тайной Вечере, однако у православных и католиков нет единого мнения о том, каким должен быть евхаристический хлеб. Так православные используют на литургии для поминания живых и мёртвых и для совершения самой евхаристии квасной хлеб-просфору, изготавливаемый из теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли с добавлением различных заквасок или дрожжей. В выборе квасного хлеба православные ссылаются на жертвенные приношения именно такого хлеба к ветхозаветной книги Левит: «Пусть он приносит в приношение своё квасной хлеб, при мирной жертве благодарной», а вот христиане на западе Римской империи предпочитали для совершения таинства евхаристии плоский круглый хлеб из пресного теста. При этом они исходили из практических соображений, лишённых какой-либо символической нагрузки. Такой символический хлеб получил в католической традиции название гостии, то латинского слова «хостия», то есть жертва. На востоке это было воспринято очень болезненно, как опасное нововведение и ересь.

Отсутствие в латинских гостиях квасцов, то есть дрожжей, православные считали важным символическим дефектом, знаком того, что в этом литургическом хлебе нет души Христа, а сами гостии на православном востоке стали называть бездушным хлебом. По этому поводу разгорелись жаркие споры, и в середине 11 века на латинском западе был введён строгий на квасной хлеб на литургии. Это было связано с конкретными историческими событиями 1054 года, которые принято считать важной вехой в церковном расколе христиан востока и запада.


Начались эти печальные события с того, что весной 1053 года патриарх Константинополя Михаил Керуларий приказал закрыть там все латинские монастыри и церкви под тем предлогом, что в них при богослужении использовался пресный, а не квасной хлеб, а это, считал патриарх, абсолютно недопустимо, а в церковном таинстве просто недействительно. Так вопрос о качестве ритуального хлеба стал одной из причин, разделивших православную и католическую церковь.
Конечно, хлеб издревле играет важную роль в ритуалах и символике бытовой жизни. Существует множество примет и поверий, связанных с хлебом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.