История русского фарфора

История русского фарфора

Как многие другие новшества в жизни России, приказ о производстве своего фарфора был спущен с самого административного верха. Первым об этом задумывался император Пётр1. Царственный реформатор выписывал из-за границы великое множество всякой фарфоровой и фаянсовой посуды для преобразования русского быта. Она служила как для обихода, так и для украшения жилища. Питал Пётр и личный интерес к производству фарфора при посещении различных европейских государств. Желал он наладить производство этой тонкой и прочной керамики и в своём государстве. По заданию Петра его заграничный агент Юрий Кологривый пытался выведать секрет в Майссене, но неудачно. Тогда секрет фарфора был великой тайной, за рецептом идеального фарфора охотились и заграничные засланцы многих европейских государей.

В 18 веке производство фарфора стало престижной отраслью в каждом уважающем себя государстве. Не одни лишь гранит и мрамор, но теперь уже и столь хрупкий материал как фарфор, стал воплощать величие и мощь державы. Взирая через прорубленное Петром окно в Европу, Россия просто не могла не изобрести своего фарфора. Но заветная идея Петра о порцелиновой мануфактуре осуществилась только спустя два десятилетия, при правлении Елизаветы Петровны.

В 1744 году камергер императрицы барон Николай Корф, отправленный со специальной дипломатической миссией в Стокгольм, по поручению Елизаветы заключил договор с неким Христофором Гудгером, обязавшемся организовать в российской столице производство фарфора «как оный в Саксонии делается». Но оказалось, что Гудгер не был настолько сведущ, чтобы организовать производство фарфора с нуля. Промучившись несколько лет, он сумел произвести лишь полдюжины чашек, которые были черны и искривлены.

Положение спас суздалец Дмитрий Виноградов, однокурсник Михайло Васильевича Ломоносова. В 1747 году Виноградов полностью проник в суть сложнейшей технологии производства фарфора – от разработки состава фарфора до составления рецепта глазури и предназначенных для керамики красителей разных цветов. Параллельно с этим Виноградов постигал свойства разных сортов глины, возводил печи, разрабатывал горны и решал многие сложнейшие вопросы. Полученную информацию он, согласно указаниям свыше, шифровал, применяя для этого латинские, итальянские и немецкие слова, пользуясь особыми сокращениями. В результате этого прилежного труда, как говорил сам Виноградов, и появился самобытный русский фарфор.

Успехи Виноградова были столь заметны, что 19 марта 1753 года в Санкт-Петербургских ведомостях появилось объявление о приёме заказов на фарфоровые пакетовые табакерки от частных лиц. В первые годы открытый завод по производству фарфора выпускал небольшие изделия и стилистически близкие к мейсенскому фарфору, и не только табакерки, но и чашки с блюдцами, конфетницы, солонки, набалдашники для тростей, черенки для ножей и вилок, пуговицы и многое другое. Однако, гениального Виноградова, как и многих других самородков, одолевал зелёный змей. Изобретатель русского фарфора умер в 1758 году в возрасте тридцати восьми лет. Однако дело было сделано – фарфор Виноградова не уступал саксонскому и производился из отечественного сырья.

Именно на основе беложгущихся гжельских глин Дмитрий Иванович Виноградов и создал в 1848 году первое русское фарфоровое изделие на императорском заводе в Санкт-Петербурге, а однокашник Виноградова Ломоносов отзывался о гжельской глине: «Нигде не видал я белизною превосходнее.» Эта самая гжель и есть колыбель русского фарфора. Историческая гжельская волость ныне входит в состав Раменского района Московской области. А первое упоминание о гжели можно обнаружить в духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года. Нередко само происхождение слова «гжель» связывают по созвучию с глаголом «жечь», то есть обжигать глину. Так это или не так –не столь важно, главное другое –уникальные месторождения глин, выходящих на поверхность, дали начало керамическому промыслу гжели с тех пор, как здесь поселились люди.

Гжельская глина высоко ценилась уже в середине 17 столетия. Ещё в 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ: в гжельской волости для аптекарских сосудов приискать глины. Многое происходило за почти семь столетий в истории гжели. Менялась мода на предметы быта, появлялись новые технологии, и рождался особый гжельский стиль, который при этом ещё и варьировался у каждого мастера. Без гжели истории русского фарфора не было бы.
Новая эпоха в истории императорского фарфорового завода началась с царствования Екатерины 2. В ту пору диктовал свои вкусы классицизм. Переход к этой стилистике связан с деятельностью модельмейстера императорского завода француза Жака Доминика Роше. Он возглавил производство в 1779 году и проработал в Петербурге четверть века. Яков Иванович Рошет, как его именовали в новом отечестве, был автором многих замечательных работ. Это и знаменитая историко –этнографическая фигурка «Народы российского государства», и 27-сантиметровый фарфоровый бюст императрицы.

Но подлинной вершиной славы императорского завода эпохи Рошета стали заказанные Екатериной 2 роскошные парадные столовые сервизы, насчитывавшие до тысячи и более предметов. В 19 веке на императорском фарфоровом заводе было рождено немало шедевров. Взять, хотя бы знаменитую вазу «Россия» — она была создана к пятнадцатилетнему юбилею победы в войне с Наполеоном, также в память благословенного императора Александра Первого. Ваза «Россия» стала одним из самых грандиозных произведений такого рода в Европе. Преподнесён этот шедевр был императору Николаю 1 к новому, 1829 году и пополнил собрание реликвий Дома Романовых в Эрмитаже. Примечательно, что создали этот памятный знак в честь победы над Галлом два француза – художник и декоратор Дени Жозеф Моро и проектировщик Фердинанд Довеньон.

Одновременно с императорским заводом во второй половине 18-го, начале 19 века возникли коммерческие частные производства. В 1766 году английский купец Франц Гарднер открыл в подмосковном селе Вербилки фарфоровое производство. Сейчас это Дмитровский фарфоровый завод. Там выпускали не только дорогие сервизы и мелкую пластику, но и доступную широкому кругу покупателей посуду.
В первой половине 19 века в России возникает много частных фарфоровых заводов, большая часть из которых была сосредоточена вокруг знакомой нам Гжели. Крупнейшим из них был завод Попова, основанный в 1811 году недалеко от Сергиева Посада в селе Горбуново. Открывались и иные подобные производства – к 70-м годам 19-го столетия их число достигало семидесяти, но к концу века их поглотила фарфоров-фаянсовая Матвея Сидоровича Кузнецова.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *