История часов3

История часов-3

Дело было в 1583 году. 18-летний юноша по имени Галилео Галилей наблюдал за раскачиванием люстры в Пизанском соборе. Парень был одарён недюжинным умом. Отсчитывая удары пульса, он обратил внимание, что время одного колебания люстры остаётся постоянным, хотя размахи колебаний делаются всё меньше и меньше. Впоследствии из этих наблюдений закон постоянства качания маятника. Однако Галилея заинтересовала и практическая сторона этого закона. Он разработал проект маятниковых часов, о чём, в частности, сказано в его письме Генеральным Штатам Нидерландов от 15 августа 1636 года.

история часов,история карманныхчасов,карманные часы,консольные часы
Примерно это видел Галилей

Но Богу было угодно, чтобы слава изобретения маятниковых часов досталась каннскому учёному из 17 века Христиану Гюйгенсу. В 1657 году он издал описание устройства изобретённых им часов с маятником.

Великий голландский физик и математик Гюйгенс не только создал новую конструкцию часов, но и обосновал её теоретически. В 1673 году в Париже он издал труд под названием «Маятниковые часы», в котором изложил математическую теорию маятника. Это событие стало важнейшей вехой в истории механических часов, точность которых теперь возросла многократно. В 1670-м году Гюйгенсом был изобретён анкерный спуск, позволивший существенно уменьшить амплитуду колебаний и применить длинные секундные маятники, а в 1675 году тот же Гюйгенс создал компактный переносной механический хронометр. Основная схема устройства карманных часов после Гюйгенса остаётся неизменной – это пружинный двигатель, колёсная передача, регулятор и спусковой стрелочный механизм.

история часов,история карманныхчасов,карманные часы,консольные часы
Часы Гюйгенса


Появление маятника коренным образом изменило технику изготовления часов. Были изобретены два типа комнатных хронометров – консольные и напольные. Первые образцы напольных часов имели корпус, отделанный чёрным деревом, орехом или королевской сосной, с прямым фризом и декоративным выступом сверху. Циферблаты обтягивались бархатом, а стрелки были искусно выполнены из металла. Нижняя часть корпуса покоилась на вогнутом литом основании с ножками грушевидной формы.

Консольные часы получили своё название от французского слова «консоль» -пристенная полочка или столик с выгнутыми ножками. На эти полочки, или столики, часы и ставили. В оформлении таких часов использовали технику инкрустации мебели с применением латуни и пластин из панциря черепахи. К середине 18-го века часы нередко украшались аллегорическими фигурами. Английские консольные часы часто ещё называют часами в шкафных корпусах. Это самые известные часы с туманного альбиона, производившиеся с середины 17-го до средины 19-го века. Их деревянные корпуса строгого вида были в основном дубовыми, ну а фанеровали их уже различными ценными породами дерева. Эти часы имели секундную стрелку, календарь, указатель лунных фаз и музыкальные программы.

история часов,история карманныхчасов,карманные часы,консольные часы
Консольные часы

В начале 19-го столетия в Европе изобретают каминные часы. Как правило, они составляют целый ансамбль с подсвечниками и принадлежностями для поддержания огня. Часто их выполняли в виде скульптурной группы или композиции с архитектурными деталями в античном стиле. Циферблат помещали в одну из их частей, например, он мог изображать колесо в повозке бога Аполлона. К концу 18-го века сложился классический тип дорожных, или каретных часов. Считается, что первым сконструировал такие часы гений часового дела француз Абрахам Луи Бреге. Часами Бреге пользовался Наполеон в египетской кампании 1798 года.
Традиционно корпуса каретников делались прямоугольными, с застеклёнными боковыми стенками, задней и передней стенками, а сверху крепилась латунная ручка для переноски. В 19 веке были широко распространены музыкальные часы, чаще всего их заключали в искусственно выполненные деревянные шкафчики. Иногда, кроме музыкального механизма, их снабжали забавными аттракционами – двигающимися фигурками людей, зверей, птиц и сказочных персонажей.

Как мы помним, первые карманные часы сконструировал в самом начале 16 столетия Петер Хейнляйн. Вначале карманный хронометр прозвали даже нюрнбергским яйцом, хотя он сокрее походил не на яйцо, а на округлую табакерку. Первые модели карманных часов показывали время неточно и служили в основном дорогими игрушками. На изготовление корпуса шли драгоценные металлы, а для украшения использовали драгоценные камни либо эмаль. Порой благородные господа носили по две, а то и по три штуки часов, а вот лицам низкого звания сначала вообще не дозволялось носить часы. Потом запрет ослаб, однако по-прежнему запрещалось носить часы из золота с драгоценными камнями.

Фантазия мастеров и прихоть заказчиков при изготовлении часов-украшений поистине не знали границ. В 1815 году французский мастер Жюльен Кольдре изготовил для короля Франциска Первого два превосходных кинжала, в головки эфесов которых встроены были позолоченные часы. Спустя 200 лет, знаменитая маркиза де Помпадур ввела в моду часы, вправленные в перстень. Появились также часы и в серьгах.

К началу 17-го века центр производства карманных часов переместился из южной Германии во Францию, но уже в первой половине 17-го века центрами часостроения стали Женева и Лондон. Ещё в 1574 году лучший часовой мастер из Бургундии Шарль Кюзен основал в Женеве своё производство.

Дальнейшее развитие часового дела в Швейцарии обязано своим развитием религиозным и политическим потрясениям Франции. Дело в том, что большинство французских часовщиков были гугенотами-протестантами. Религиозные войны, потрясшие французское королевство во второй половине 16-го века, естественно, подорвали их положение в обществе. После отмены в 1685 году Нантского Эдикта, который гарантировал равные права протестантам и католикам, часовщикам-гугенотам пришлось спешно покинуть отечество. Их новым пристанищем и стала Швейцария. В этой горной стране крестьяне из-за скудости почвы с трудом сводили концы с концами, а потому искали всяческих побочных доходов. В результате занесённые из Франции часовое искусство стало в республиканской конфедерации чуть ли не национальным ремеслом.

В 1793 году швейцарские часовщики – потомки французских эмигрантов, стали массово возвращаться во Францию. Одной из причин тому стало обещание революционного правительства создать льготы умельцам, однако часовое дело уже пустило корни в Швейцарии. 19-е столетие стало золотым веком карманных часов, а переходным типом от карманных часов к наручным, двадцатого века, явились так называемые траншейные часы. Поначалу они назывались ещё запястниками, и предназначались для ношения на запястье военными. Поскольку пользование карманными часами в боевых условиях было затруднительно.

До 1969 года с бытовыми хронометрами ничего примечательного не происходило. До этого времени они оставались механическими. В 1969 году на мировой рынок попала чудная новинка: кварцевые часы компании Seiko. И, конечно, эволюция измерения времени сделала новый виток.

В основу работы кварцевых часов был положен новый принцип: измерением секунд управляла уже не механика, а кристалл кварца, подвергающийся электрическому воздействию.

Поначалу всё было неплохо; физическая новинка моментально захватила мировой рынок, подвинув механического конкурента, однако потом кварц начал сдавать позиции — оказалось, что он относительно быстро стареет, и со временем отмеряет время не так точно, как того бы хотелось, и всё же сегодня их используют повсеместно — и в сотовых телефонах, и в компьютерах, и на данный момент в эволюции часов не предвидится чего-либо революционного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *