Как мы уже убедились, римские бани были не только хорошо продуманным санитарным и гигиеническим комплексом; они являлись ещё и важнейшим элементом гражданской жизни в древнем Риме. Это и неудивительно, ведь римляне посещали бани практически ежедневно. Каждый день об открытии бань народ извещал звон колокольчиков, а при императоре Александре Севере римские термы вообще перешли на круглосуточный режим работы.
Римский ритуал мытья

Если театр начинается с вешалки, то баня –с раздевалки. В римских термах – это апидетерий. Здесь одежды богатых римлян сторожила многочисленная челядь. Те, кто попроще, могли нанять на месте специального сторожа –капсария, отвечавшего за сохранность одежды. Далее посетитель мог пройти в умктуарий (предбанник по-нашему). Там следовало умастить тело специальными маслами, дабы затем приступить к гимнастическим упражнениям, для которых был предназначен специальный зал –сферистий. В крупных банях это помещение строилось с закруглёнными углами и представляло собой почти сферу.
Помимо сферистиев для физических упражнений при банях существовали и палестры. Как правило, они представляли собой площадки, обнесённые с трёх сторон крытой колоннадой. Палестры были данью греческим вкусам; здесь чаще всего играли в мяч.
Разогревшись и наупражнявшись, посетители шли в кальдарий –горячую баню. Римляне считали, что после гимнастических упражнений нужно попотеть. Для этого сначала хорошо разогревались в кальдарии, а затем основательно потели в лаконике, или судатории. Парилка представляла собой помещение, куда поступал сухой или горячий воздух. После обработки высокими температурами посетители усаживались в ванны. В них блаженствовали и мылись. Мытьё осуществлялось свиным жиром; кожу скребли железным стригилем. Об этом стригиле римский поэт первого века нашей эры Валерий Марциал нам сообщает следующее: «Это прислал нам Пергам. Кривым скребись ты железом, реже придётся тогда в стирку бельё отдавать.»

После жарких помещений лучше всего было немного пройтись и охладиться. Освоившись с прохладой, посетитель попадал во фригидарий – обширную комнату с бассейнами. Хотя с фригидария можно было и начинать банный цикл. Главное –соблюдать постепенность в разогревании и охлаждении. Римские бани должны были дарить не только телесные, но и душевные удовольствия.
Крупные бани часто окружали аллеями с фонтанами и скамейками. Для прогулок были предназначены открытые солнечные аллеи. Философов, ритеров и учёных людей после бенных процедур влекли к себе экседры –открытые помещения со скамьями. В экседрах восседали, возлежали, пили вино, обедали и разговаривали.
Из этого краткого знакомства с банным ритуалом древнего Рима становится понятно, что означали термы для римлян. Это были своего рода клуб, в котором приятное сочеталось с полезным, а полезное – с необходимым.
Однако, чем дальше, тем больше римские термы погружались в роскошь, а банные нравы становились всё раскованнее и фривольнее. Многие римляне, например, Сенека, сетовали на извращённые пристрастия своих современников к банной роскоши. В своих письмах Сенека вовсю поносит банные излишества: «Жалким бедняком сочтёт себя человек, если в стенах его бани не сверкает огромных кругов драгоценного мрамора, если вода льётся не из серебряных кранов. Теперь норой назовут баню, если она поставлена не так, чтобы солнце круглый день заливало её через огромные окна; если в ней нельзя в одно и то же время мыться и загорать; если нельзя из ванны видеть поля и море.»
Бани и христиане
Для строгой христианской морали римские термы представлялись подлинными гнёздами разврата. В средние века термы исчезли. По словам французского историка Жюля Мишле, наступило тысячелетие без бань, однако люди в Европе всё же продолжали изредка мыться, хотя традиции публичных бань прерваны, и надолго.
Тут-то и наступила эпоха немытой Европы со всеми вытекающими последствиями.
Европейские купальни
Тем не менее, средневековый европейский человек всё же знал общественные водные процедуры. Прежде всего, это были водолечебницы. Самым известным заведением такого рода был водолечебный комплекс в Потиолах –современное название Поццуоли.
Это древний город-порт на берегу Неаполитанского Залива. Средневековые потиольские бани были воспеты в 13 веке Петром Эболийским в поэме «Название и достоинство целебных источников Поццуоли и бань». Сохранившиеся рукописи этой поэмы богато иллюстрированы. По этим рисункам можно судит о манерах средневекового купания, хотя былого размаха римских терм средневековая Европа, конечно же, не знала, всё же во многих городах христианского мира имелись общественные бани. Их называли купальнями. Они не имели социального престижа, подобного античным термам. В них не было особых процедур и банных услад. Эти купальни также не предназначались для кутежей и пиршеств, хотя кое-что из былых распутных римских нравов в них всё же просочилось.
Средневековые купальни стали пристанищем проституции, и с этим пороком, как могла боролась церковь, однако, могла она, судя по всему не очень. На сохранившихся изображениях средневековых купаний мужчины и женщины совершают омовение совместно, вовсе не стесняясь своей наготы. Лишь с наступлением эпохи Возрождения европейские мужчины и женщины стали осуждать наготу, которая всё меньше и меньше демонстрировалась публично.