игральные карты,история игральных карт,изобретение карт,история туза,французские карты

История игральных карт 2

В эпоху раннего возрождения книги, карты и картины создавались вручную, без использования печатных станков, а в 15 веке карты уже стали печатать подобно гравюрам. Первопечатником в этом деле считается художник и гравёр, которого так и называют – мастер игральных карт. Он работал в юго-западных немецких землях в тридцатых –пятидесятых годах 15 века. Его наследие составляет 106 карточных гравюр.
После печати чёрно-белое изображение раскрашивали вручную, а потому стоили такие карты немало.
В те времена игральные карты имели 22 см в длину, что делало их крайне неудобными для игры.

В европейских картах 15 века мы уже видим привычные нам четыре масти, хотя единообразия у этих символов ещё не было. К примеру, в Германии можно было встретить сердца, бубенцы, листья и жёлуди, а в Испании и Италии –мечи, палицы, кубки и монеты. В Швейцарии в виде символов мастей выступали розы, бубенцы, щиты и жёлуди. Привычные нам пики, червы, трефы и бубны возникли во Франции, вероятно, около 1480 года.

Азартные игры во Франции

Со времён 30-летней войны первой половины 17 века французская колода стала теснить немецкую даже на севере и на западе германских земель. Во французском комплекте насчитывалось 52 карты плюс два джокера, а в немецком –только 32. Появление более развитых игр, где в ходу было большее количество карт, способствовало распространению французской колоды по всему миру.

Впервые использовать привычные для нас четыре масти, окрашенные в два цвета, стали в 1470 году ремесленники из французского города Руан.
Одним из создателей французских карт считается Этьен Девиньоль, легендарный французский полководец эпохи Столетней войны и сподвижкни Жанны Д’арк.


Девиньолю и его секретарю Этьену Шевалье приписывают создание игральной карты с изображением валета. По-французски «валет» означало «слуга», что первоначально было уменьшительным от слова «вассал». Также Девиньолю приписывают создание чрезвычайно популярной карточной игры «пике».

Прототипы карточных мастей

игральные карты,история игральных карт,изобретение карт,история туза,французские карты

Ранние карточные игры были весьма сложными. Помимо 56 стандартных карт в них употреблялись карты с обозначением знаков Зодиака, стихий и других аллегорий. В разных землях эти карты называли по-разному, и так запутывали правила, что играть стало просто невозможно. Поэтому в 16 веке карты существенно упростились. Из них исчезли почти все картинки за исключением четырёх старших мастей и шута –джокера. Таким образом сложилась система, которая была в контексте европейских реалий. Карты образовывали некое подобие европейского королевского двора, в котором непременно был король, королева и рыцарь-валет. При этом считалось, что у всех карточных изображений имелись свои реальные или легендарные прототипы: король пик –царь Давид, Александр Македонский — король треф, Юлий Цезарь –бубновый король, изображение Карла Великого подходило для короля червей, а вот с дамами однозначности не было – к примеру дама червей представлялась то библейской Юдифью, то Еленой Троянской, то мифической основательницей Карфагена Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как воительница – Афина, Минерва и даже Жанна Д’арк. Но в конце концов в роли пиковой дамы утвердилась библейская Рахиль, а дама треф на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в некую Аргину, что, скорее всего, представляло анаграмму латинского слова «регина», то есть «королева».


Прототипом для пикового валета послужил Ожье Датчанин, храбрый соратник императора Карла Великого, для бубнового валета – Гектор, предводитель троянского войска, в качестве червового представал уже знакомый нам Этьен Девиньоль, а трефового – Ланселот Озёрный, знаменитейший из рыцарей Круглого Стола, но в качестве валета треф мог явиться и Иуда Макковей, который возглавил восстание против сирийцев в средине 2 века нашей эры. Во время французской революции традиционная схема из короля, дамы и валета была ненадолго заменена аллегорическими изображениями свободы, равенства и братства. Эта свободолюбивая карточная символика продержалась до времён наполеоновской империи.

Пиковый туз

Английское название туза – асе, происходит от старофранцузского и латинского «ас», единица, частица, асом же называлась древнеримская медная монета, а вот выбиться на самый верх и покрыть все остальные карты туз смог только во время французской революции. Эта игровая метаморфоза означала закат королевской власти, дворянских привилегий и торжество простого человека.

Однако существует и другая трактовка могущества туза. В русский язык этот термин пришёл из польского, куда, в свою очередь, попал из немецкого. Германский аналог туза –даус, также имеет значение «чёрт», «дьявол», «молодец», и вполне возможно, что даус – это видоизменённое греческое слово «дьяболос».

Карл 1 ввёл в Англии новый тип налогообложения – гербовые сборы, а в 1711 году Анна распространила этот налог и на производителей игральных карт. С каждой произведённой колоды нужно было уплатить налог. В начале отметка наносилась вручную на любую из карт в колоде, как правило, на пиковый туз, а с 1765 года отметки на картах были заменены официальными изображениями туза пик. Включавшими в себя и образ монаршьего герба.

С 1828 года стали наносить изображения особого «налогового» туза пик. Наконец в 1862 году для упаковки игральных карт была введена особая трёхпенсовая гербовая бумага. Хотя тем самым туз пик был отправлен в отставку по фискальному ведомству, большинство производителей сохранило верность старым традициям, и по сей день эта карта в колоде чаще всего отличается от остальных изощрённым рисунком и присутствует на упаковке колоды.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.