Чёрт (нечистый, чёрт, бес, леший, лукавый, рогатый, хвостатый, халабудник, явида, куцак
и др.) — злой дух. Исследователи считали образ чёрта фольклорным по происхождению, но очень изменённым под влиянием христианства, из — за чего он потерял свои первичные признаки.
Чёрт — первобытный жрец Чернобога: человек, наделённый великой магической силой, которую дают ей знания, почёрпнутые из древних книг, написанных тайнописью (чертами и резами). Рыбников различает в фольклоре два разных по происхождению персонажа: дьявола и чёрта. Не причисляет чертей к образам низшей мифологии Э .Померанцева:» это образ, который хоть и опирается на древние, дохристианские представления, но явно значительно более поздний, окрашенный библейскими мотивами». А в тех сюжетах, где он отличается от других духов, по мнению ученого, «можно усматривать заимствования византийских и западноевропейских мотивов».
В большинстве сюжетов, выявленных в конце 19-го, в начале 20 в., чёрт уже выступает в роли красавца, доводящего до исступления молодок и девчонок.
Вообще чёрт — родовое понятие, объединяющее всю нечисть. Чёрт может принимать человеческий облик, но его подобие выдают рожки, рыло, копыта, шерсть, хвост. Черти водятся в безлюдных, запущенных местах: в камышах, сорняках, болоте, у мельницы, в руинах, на перекрестках дорог. Постоянным их обиталищем считается ад.
Чёрт может перевоплощаться в любое животное, кроме пса, потому что пёс — самый искренний друг человека.
Черти выдумали попойку, курево, бранные слова и всякое такое другое. У них пальцы железные, и ходят они с железной палкой, а в зубах — трубка с длинным луком. Черти, как и люди, родятся, женятся, вот только не умирают, однако, говорят старые люди, что есть специальное зелье, которым стоит покропить нечистого, и он сгорит.
Все эти злые духи не терпят крестного знамения, поэтому люди при каждой потребности используют силу Креста. Черти имеют свою волшебную силу только ночью. Очень пугает их пение петуха, которого они на рассвете боятся и бросаются куда попало, чтобы их не застала утренняя заря.
В некоторых древних сказках чёрт даже заменяет бога-громовика Перуна. Он идёт в наймы к кузнецу и там куёт не железо, а разные болезни и увечья: приставит хромой ногу к жаровне, ударит молотом, побрызгает водой — и нога цела, хоть в присядку пляши!
Много перековал он стариков и старых баб у молодых, калек в здоровых, уродов в красавцев.