Осада в древней Руси

Боевые традиции древности

По понятиям того времени, война, особенно в пределах неприятельской страны, неизбежно сопровождалась её опустошением и полнейшим разорением. Выжечь землю волости или села, погубить хлеба, а скота не оставить «ни куряти, ни рога, » — всё это говорило о славе похода. Если войску удавалось погулять в неприятельской земле, оно подвергалось насмешкам как со стороны своих, так и со стороны противников. Для более полного опустошения страны войска иногда пускались «в разгон» т.е. разделялись на мелкие отряды, занимавшиеся исключительно грабежом.

Разорение страны выражалось не только в захвате и уничтожении имущества, но также и в избиении или пленении жителей. Русы забирали в соседних странах массы пленных, в особенности женщин и детей; а во время междоусобий население даже русских княжеств подвергалось избиениям. Например, поход Изяслава Мстиславовича на Ростовскую землю в 1149 году стоил жизни более 7000 человек.

Соседи Руси, особенно восточные народы, платили русским тем же во время своих набегов, или даже участвуя как союзники в распрях князей. В 1160 году половцы, приведённые Изяславом Давыдовичем на Смоленскую область, вывели оттуда более 10.000 пленных.

Участь военнопленных была тяжела. В большинстве случаев они обращались в рабство или продавались. Например, После неудачной попытки 25 февраля 1169 года взять Новгород, разбитые суздальцы вынуждены были отступить и потеряли при этом такую массу пленными, что суздалец продавался затем за две нагаты, т.е. за гривну серебра отдавали 10 суздальцев. Бывали случаи, когда пленных, своей массой затруднявших движение войска, считали опасными; в случае новой встречи с врагом беспощадно перебивали.
Нередко бывали случаи, когда уводимых в плен людей просто поселяли на новых местах.

При заключении мира в древности употреблялась клятва. Во времена язычества она произносилась перед идолом над сложенными щитами, мечами и золотыми обручами; а после принятия христианства сопровождалась крестным целованием. Условия мира включались в писменные договоры — грамоты, называвшиеся крестными. Объявление войны обычно сопровождалось, или даже выражалось отсылкой крестной грамоты неприятелю.

Управление войском принадлежало князю, который непосредственно предводительствовал дружиной, занимавшей в боевом порядке особое место. Великому князю, в случае его участия в военном предприятии, принадлежало право верховного управления войсками, как своими, так и других князей, и народными ополчениями. Под его начальством находились, следовательно, младшие удельные князья, а также и соответствующие тогдашним подразделениям войск военачальники, воеводы, тысячники, головы, сотские и десятские.

Вообще, начальствование в войсках большею частью находилось в тесной связи с занятием гражданских или дворовых (при княжьем дворе) должностей; а потому, хотя оно и не было сложным, отличалось неопределённостью. Высшими военно-должностными лицами с древнейших времён были воеводы, которые упоминаются уже в войсках Игоря и Святослава. Впоследствии звание воеводы нередко смешивалось со званием тысячника, который первоначально был воеводой земских полков.

Вообще в позднейшие времена воевод было множество, так как каждый князь и каждый город имел своих воевод, и сейчас уже нет никакой возможности точно определить пределы власти воевод и силы, вверяемые их командованию.


Сравнительно более определённые сведения имеются о порядках чиноначалия в наших северных областях — Новгородской и Псковской. В последней, например, соответственно существовавшему разделению города на шесть концов и детинец, назначалось и шесть воевод. К каждому концу было приписано по два пригорода, которых в области было 12, и каждый из них выставлял особый полк, имевший свой стяг. Этими полками и предводительствовали означенные шесть воевод, по два на каждого; воеводы избирались из посадников и носили название больших воевод. Всеми же силами — как пригородов, так и самого Пскова, — командовал особый, «наибольший воевода», и, наконец, верховное предводительствование войсками принадлежало князю, имевшему всегда и свою дружину.